Северский Донец в середине октября, или Без труда не вытащишь рыбку из пруда
Главная Войти
Блог Norstream - интересные свежие статьи о рыбалке на спиннинг и не только

001

Вот уже середина октября, до зимы еще далеко, кроны деревьев только что приняли золотой и багряный окрас, как будто художник расписал их акварелью. Решившись в очередные выходные ехать в Усть-Быстрянскую в гости к свату, я планировал заняться рыбалкой в окрестностях станицы. На Юге России хищник в это время вовсю откармливается перед зимой, но в нижнем течении Северского Донца в связи с просветлением воды рыба ведет себя осторожно и пик активности судака приходится на ночь. Да и окунь со щукой в светлое время суток ловятся так себе. Только при особо благоприятных факторах щука, судак и окунь хорошо берут практически весь день.

В пятницу я освободился немного раньше, чем обычно, но выехать из Новочеркасска было сложно, через весь город медленно тянулась колонна автомобилей с уставшими после трудовой недели людьми. Тем не менее, мой пикап с «Волжанкой Legend Fish» на хвосте уверенно пробивался сквозь заторы, и через некоторое время за окном промелькнула Мелиховская, а вскоре и Усть-Донецкий. А с наступлением темноты мой автопоезд вкатился на песчаные улочки Усть-Быстрянской.

Приехал я не только ради рыбалки, мне хотелось поделиться своими впечатлениями от успешного выступления на чемпионате по спиннингу. Так повелось, что мы делимся друг с другом всеми радостями и печалями, и благодаря нашим детям мы стали теперь одной большой и дружной семьей. Как и задумывалось, вечер мы провели за столом с деревенскими разносолами; сватья удивила меня нутрией, запеченной в духовке. Впрочем, застолье было не долгим, потому что у свата с сыном были путевки на отстрел перепелки и куропатки, а меня ждал Северский Донец. Метеорологи на субботний и воскресный день обещали дожди с северным ветром — и не обманули. Поднявшись задолго до рассвета, мы высунули нос во двор, но проливной дождь загнал нас обратно в хату. В полудреме провалялись, пока за окном не рассвело; к тому времени и осадки приутихли.

Следуя своим увлечениям, мы разбежались в разные стороны, кто в степь, а я на реку. Бытует мнение, что погода особенно нестабильна и изменчива в весенние месяцы, но осень у нас в этом отношении мало чем отличается от весны. Увядание природы сопровождается прохождением циклонов и холодных фронтов; то от дыхания приближающейся зимы бросает в озноб, то выдаются такие теплые деньки, что хочется сбросить с себя куртку. Эти субботний и воскресный дни как раз пришлись на слом погоды. Но что же делать, если мы ограничены во времени и не имеем возможности выбирать благоприятные для рыбалки дни!

Направляя свою сорок шестую «Волжанку» к Верхнему Потапову, я понимал, что в такие дни рыбалка будет непростой, но мы, как говорится, легких путей не ищем. Кроме того, пассивность хищника, необходимость подолгу уговаривать его на атаку придают рыбалке особый интерес.

Субботний рыболовный марафон был задуман как поиск и ловля щуки глубоководными воблерами-минноу в светлое время суток и ловля судака джигом на каменистых россыпях после захода солнца. Я приготовил три удилища: Norstream Dynamic III DYS-682MMH, Gravity GRS-812M и Nibble 732UL. Третий «Динамик» сконструирован под рывковую проводку приманок (твичинг) и даже с упористыми воблерами уверенно работает во всем весовом диапазоне. Gravity — это, прежде всего, джиг, и данная модель особенно хорошо подходит для ловли крупной рыбы на Северском Донце с использованием приманок среднего веса. Ну, а удилище сверхлегкого класса Nibble я захватил на тот случай, если щука вдруг забастует и придется переходить на окуня.

Мои предположения по поводу активности рыбы подтвердились. Мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы поймать чуть более десятка окуней.

002

Обнаружив структур-сканером стаю окуня, приходилось подолгу провоцировать рыбу на атаку, но по характеру поклевок не было похоже, что рыба пребывает в апатии: когда окунь решался-таки атаковать Jackall Wobbring 2.5″, его действия были уверенными. Окунь не теребил червяка за хвост, а сходу хватал его и проглатывал целиком.

003

Удилищем Norstream Nibble я ловил впервые, и оно сразу легло мне в руку. Понравилась и тактильная чувствительность: бланк «Ниббла» не только передавал удар при поклевке, но и показывал контакт приманки с дном при ловле на слабом течении. В этот день я использовал «Ниббл» с небольшим перегрузом, и при массе грузила 6 граммов (плюс приманка с крючком) бланк не проваливался даже на силовых забросах и на динамичной проводке с подбросами приманки.

В конце дня Nibble уступил место Gravity, но ни на закате, ни в темноте судак так и не уделил мне внимания, поэтому к 23.00 «Волжанка Legend Fish» была поднята на берег. На следующее утро меня ждала еще одна рыбалка, на сей раз на другом участке реки. Вечером несколько рюмок «тополовки» сняли усталость, я расслабился и погрузился в мир грез.

Всю ночь лил дождь, утро было холодным и сырым, я чувствовал озноб. Покинув Усть-Быстрянскую в 5.30, L 200 тащил лодку в направлении хутора Броницкий. Рассвет застал меня за обработкой коряг пятидюймовым виброхвостом Jackall Rhythm Wave.

004

Но кроме окуней, прихватывавших огромную пятидюймовую приманку, никто в корягах не откликался, и проверенные временем места, практически всегда радовавшие меня поклевками, казались пустыми. В то же время, сканер четко прорисовывал завалы из деревьев, буквально облепленных рыбой. К восьми часам я покинул коряжник, сочтя дальнейшую ловлю в нем нецелесообразной.

Низовья Северского Донца богаты интересными местами: здесь много зимовальных ям и природных нерестилищ, здесь под кручами на дне лежит вековой коряжник, а мелководные косы летом изобилуют водной растительностью. Неподалеку от утреннего места ловли располагалось обширное мелководье с прилегающим к нему нерестилищем, где в теплое время года нерестится, живет и кормится щука. Выйдя на мель, я обнаружил, что некогда пышная водная растительность стала увядать, только местами из воды торчали кусты рдеста курчавого. Взрослая щука уже покинула опустевшие отмели, зато одиночные кусты были нашпигованы щучьей молодью.

005

Щурята жадно хватали воблер Tiny Magallon, но не эта мелочевка была целью моего двухдневного тура. Как говорят, волка ноги кормят, и вскоре сорок шестая «Волжанка» несла меня вверх по течению. Осадив лодку в районе одного из русловых свалов, я решил просканировать его на наличие рыбы. На семидюймовом мониторе, разделенном на три окна, сложно отличить щуку от сазана или белого амура, и вряд ли ее можно обнаружить в стае леща. Сейчас на свале прорисовались крупные зерна: стая леща облепила его от изголовья до основания. Разглядеть пастуха среди этого стада овец мне не удалось, но, по идее, такой лакомый кусок никак не мог остаться без внимания хищника.

Чутье меня не подвело, и на первом же забросе, как только Jackall I Shad Tail стал спускаться вниз по свалу, произошла холостая поклевка, по характеру похожая на щучью. Через пару ступенек щука догнала шакаловскую силиконовую приманку, вновь атаковала ее и уселась на крючок.

006

В голове промелькнула мысль: «Ну, наконец-то, на второй день, я нашел рыбу!»

Но затем наступила тишина. Меняя постановку лодки, приманки и угол их проводки, мне все-таки удалось через некоторое время соблазнить японским трехдюймовым червяком Wobbring еще одну зубастую.

007

Эта щука тоже атаковала силиконовую приманку, когда та скакала вниз по свалу. Было такое ощущение, что хищницы стоят и охотятся на прилегающем к свалу обширном плато глубиной 3,5 метра. Но плато оказалось пустым, и все попытки поймать щуку на глубоко ныряющие воблеры с нейтральной плавучестью окончились неудачей. Вновь установив лодку на излучине свала, я через некоторое время вытащил еще одну рыбу. На этот раз щука не устояла перед парусящей приманкой Scissor Comb морковного цвета.

008

Рыбалка проходила ни шатко ни валко, хотя сегодняшний день был продуктивнее вчерашнего. Я решил поездить по реке и поискать еще что-нибудь интересное. В любом водоеме у рыбы есть излюбленные места, где она держится почти всегда, но, подойдя к ближайшему коряжнику, я обнаружил, что и этот завал пуст. Время приближалось к полудню, а мне хотелось вернуться домой пораньше. К тому же, какая-никакая, а рыба была поймана, и можно было бы вести лодку к слипу. Но рука, повернув штурвал, сама направила самую компактную «Волжанку Legend Fish» в одну из проток, которая терялась в камышовых плавнях. Роголистник в том месте полностью осел, и практически на всем протяжении рукава «Магаллона» пыталась ухватить молодь щуки и окуня.

009

Хотя на этом участке реки мне часто доводилось рыбачить, но рукав до сих пор оставался неизведанным, и меня влекло желание изучить его полностью. Продвигаясь все глубже и глубже, я обнаружил, что в тупике водная растительность местами еще стелилась по поверхности. А при таком раскладе если рыба есть, то ее уговаривать не нужно. Первая же проводка «Магаллона», которого я вел легкими ударами кончика спиннинга по прослабленной леске, принесла мне щуку; она вышла издалека и сразу же яростно атаковала воблер. Norstream Dynamic III не оставил рыбе ни одного шанса на сход, и после нескольких бросков она была подхвачена рукой.

010

Щука имела яркий окрас, а ее брюхо было изранено, как после нереста. Каково же было мое удивление, когда я заметил, что из рыбы на палубу текла икра. Я сначала даже не поверил своим глазам и специально надавил на брюхо — икра брызнула струйкой! Возможно, что-то помешало этой щуке отнереститься весной, и теперь она решила сбросить икру.

В том же месте было еще несколько атак. Большей частью щука атаковала приманки на опережение, промахивалась, била в поводок, но все же я поймал еще парочку рыб; у них Magallon целиком находился в пасти.

011

Изучение рукава отняло у меня немало времени, но мне удалось еще засветло добраться до Новочеркасска. Время от времени жизнь испытывает нас на прочность. В этот двухдневный тур мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы что-то поймать. Ну что ж, как говорится, без труда не вытащишь рыбку из пруда.