Осень на Северском Донце: в поисках активной рыбы
Главная Войти
Блог Norstream - интересные свежие статьи о рыбалке на спиннинг и не только

1.4

Так сложилось, что этой осенью на Северском Донце ловить рыбу мне доводилось неоднократно. Очередная поездка планировалась в станицу Усть-Быстрянская по схеме «В гости к свату». Но накануне, уже поздно вечером, зазвонил телефон: мой товарищ Юрий с братом тоже собирались на рыбалку в те края, так что мы решили объединиться и выбрали участок реки ниже Усть-Быстрянки, между Журавской и «Броницким» мостом.

Компаньоны мои — охотники и рыболовы до мозга костей, но большей частью ловят нехищную рыбу макушатниками, фидерами и поплавочными удочками, а спиннингом если и балуются, то с «железом», крэнками и поводковой оснасткой. Джиг и твичинг как-то выпали из их практики, были известны им только в теории, и теперь они решили восполнить этот пробел.

«Волжанку Legend Fish 46» мы сбросили на рассвете неподалеку от хутора Броницкий. Приняв на борт двух «братцев из ларца» общей массой 240 килограммов, лодка сильно просела, и первые попытки вывести ее на глиссер не увенчались успехом. Поиграв «балластом», я все же справился с этой задачей. Надо сказать, что «Волжанка Legend Fish 46» создавалась для спортивной рыбной ловли на базе Fish 46, высокая палуба и каркас немного утяжелили лодку, но при полной загрузке (два крупных мужика, два рундука, забитых приманками, и сто литров воды в лавеле) Legend Fish 46 под 60-сильным двигателем достаточно проворна и идет со скоростью 54-57 км/ч.

2.4

Изначально палубы типа Fish использовались на бассовых катерах, теперь же высокие палубы применяют при строительстве рыболовных лодок и наши судостроительные предприятия, в том числе компания «Абсолют-Марин». Несколько лет назад на базе корпуса «Волжанки» было построено несколько экспериментальных лодок Legend Fish 49 — 52 для рыболовов-спортсменов, а вскоре был налажен выпуск лодок Fish для простых рыболовов. В 2016 году фирма решила выпустить рыболовные лодки длиной 4,6 метра и «в довесок» собрала для спортсменов три лодки в комплектации Legend Fish, для эксплуатации в экстремальных условиях, одна из которых досталась экипажу Тополов — Мадюкин. Но это отдельная тема для разговора.

Основной целью моей поездки на Северский Донец была щука, и утром мы искали ее там, где она обитала до середины осени. На данном участке реки щуки не особенно много, но есть места, где ее концентрация повыше. Обловив мелководье с прилегающими русловыми свалами, мы не увидели ни одной щучьей поклевки, зато воблер Jackall Magallon был неоднократно атакован окунем. Полосатый был достаточно активен и хватал воблер на легком классическом твичинге при коротких паузах после серии рывков в одну секунду.

3.4

Световой день поздней осенью короток, времени на рыбалку немного. Чтобы не терять время, я направил лодку вверх по течению. Неподалеку от устья реки Кундрючья есть яма, где прошлой осенью примерно в это же время хорошо брала зубастая. Прошли мы эту яму вдоль и поперек; в одном из мест структурник прорисовал большую стаю белой рыбы, прижавшуюся к вертикальному свалу, но активного хищника рядом не оказалось. Поздней осенью вода в Северском Донце становится кристально чистой, а рыба — осторожной, и судак охотится только в темноте, а щука — до полудня и вечером, но выходы ее непродолжительны. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов те места, которые на первый взгляд кажутся мертвыми. Мы решили пока идти дальше, а сюда вернуться к концу дня.

Поднявшись до хутора Авилов, начали облавливать береговой свал, устанавливая лодку на глубине и забрасывая к берегу. На протяжении 400 метров река здесь представляет обширное плато с постоянной глубиной 3,5 метра и размазанным течением; там, где мы ловили, свал проходит недалеко от берега, местами закоряжен, — хищнику это нравится. Мои компаньоны с переменным успехом осваивали азы джига. Юрия сильно беспокоило, что мы много передвигаемся, он привык прикармливать рыбу и ждать ее подхода. Я пытался ему объяснить, что ловля хищника — это динамика, поиск, особенно когда хищник рассредоточен и ярко выраженные скопления его отсутствуют. Поклевывал окунь, но в одном месте им удалось спровоцировать на атаку жерешка.

4.4

Тем временем я дергал суспендер Jackall Dowzvido 90SP, перед игрой которого окунь не мог устоять. Я вел Dowzvido легкими рывками, большей частью 2–2, но иногда импровизировал и выполнял дополнительные рывки разной силы. Ребята удивлялись, как на приманку, которую, как они думали, можно использовать только для троллинга, ловилась рыба в заброс.

4.5

Где-то после полудня рыба перестала интересоваться Dowzvido, и я, отложив твичевое удилище Spiker SPS-702M в сторону, взял вместо него джиговый спиннинг Provokator NEW PRNS 792L, который хорошо подходит для ловли джигом окуня, судака и щуки на небольшой реке со спокойным течением. Оказалось, окунь был на месте и активно клевал на легкий джиг. Такое бывает, когда на рыбу действуют такие факторы, как атмосферное давление, яркое солнце. Окунь перестает подниматься за приманками в средние слои, но продолжает кормиться в придонном слое. На первых же ступеньках полосатые хватали мягкую приманку Jackall Scissor Comb 2.5″, напоминающую многолапое насекомое. Поклевки были уверенные, ощущались как четкий удар.

4.6

В том же месте нам удалось поймать и пару судачков, но близлежащий коряжник не принес ничего. Станица Журавская была совсем рядом, и мы поднялись к гидроузлу. Возле плотины вода богата кислородом, и это вселяло в нас надежду на хороший клев. Мне приходилось ранее ловить рыбу неподалеку от таких сооружений, и разобраться в особенностях места было нетрудно. По обе стороны бурного потока имеются обратки, подходящие вплотную к плотине, и рыба в держится на границе струи и обратки, а также в изголовье обратки вплотную к гидросооружению. На первых же «пристрелочных» проводках судак яростно атаковал Noike Ninja 3″, поклевка была, как выстрел. Вообще, рыба у плотин сильная и берет решительно.

4.7

Судака в таких местах обычно держится очень много, но дежурным оказался только один; видимо, мы появились здесь в неудачное время, в послеобеденный «тихий час». Оставаться же на вечернюю зорьку — значило идти потом по реке в кромешной темноте около 15 километров. Задержавшись еще около сорока минут, мы нащупали хорошего окуня.

4.8

Джиговые навыки моих компаньонов тем временем росли. Юрий все мечтал почувствовать мощную поклевку судака, но рыба его игнорировала. Спускаясь вниз, к местам, откуда начинали сегодняшний маршрут, мы решили проверить по пути «Царскую Яму». На входе в яму сканер прорисовал косяк белой рыбы, и мы не могли не попытать счастья, но «пастухи», если они там были, не отзывались. Обловив щучьи места и не добившись ни одного контакта с рыбой, мы спустились к местечку, которое местные жители называют «Прялачка». Тут фарватер вплотную подходит к берегу, имеет глубину 5–6 метров и утыкан мохнатыми корягами.

День подходил к концу, на свале поклевывал окунь, и вот на очередной коряге взял судак. Юрий то и дело менял приманки, пытаясь подобрать более удачный вариант. Достав пачку с силиконом, он сказал:

— Вот Noike!

Я попытался ему объяснить, что это название производителя и что эта конкретная приманка называется Ninja. Но он, подумав, что это шутка, опять произнес:

— Noike!

Взяв у него одну приманку (у меня они были на исходе), я поведал, что Ninja стали продаваться в России в начале 2016 года и в начале сезона открытой воды появились и у меня. Используя эту приманку на различных водоемах, я ловил судака, берша и окуня. Трудно меня удивить силиконом, но Ninja для меня стали настоящим открытием года. Чмяк! — и Noike Ninja 3″ налез на офсетный крючок Vanfook 4/0. Кстати, крючки этой марки тоже достойны внимания, они острые и крепкие — настоящее японское качество. Запустив приманку под очередную корягу, я сразу же получил результат — рыба молниеносно атаковала ее.

4.9

Судак на закате клевал очень активно, но только в самых корягах, при протаскивании приманки через завалы. Если же приманка проходила неподалеку от укрытия, то рыба на нее не реагировала. Конечно, ночью судак вышел бы охотиться на чистую воду, но мои компаньоны торопились домой. В вечернее время Ninja были атакованы рыбами разного размера, среди которых оказалась и пара увесистых особей, вытащить которых я не смог. В корягах надо по возможности ловить накоротке, мои же судаки взяли на средней дистанции.

Клыкастые продолжали брать, пока были видны кончики спиннингов, после чего клев сошел на нет.

4.10

Ребятам тоже удалось поймать нескольких судаков. Юрий, наконец, разловился, и при поимке первого джигового судака его ликованию не было границ.