Чемпионат Республики Абхазия по ловле форели 2017
Главная Войти
Блог Norstream - интересные свежие статьи о рыбалке на спиннинг и не только

Самым долгожданным и ярким событием в береговом спорте уже по традиции становится чемпионат республики Абхазия.  В 2016 году мне уже довелось поучаствовать в подобном чемпионате, и он надолго отложился в моей памяти. Во-первых, это особая атмосфера праздника, так как все соревнования сезона позади, и остается лишь один турнир, который соберет сильнейших спортсменов Украины, России и Абхазии.

В 2016 году чемпионат проходил в декабре на реке Бзыбь. Тогда погода преподнесла сюрпризы, и было по настоящему холодно, что не свойственно этому региону. Рыба также отреагировала на такое похолодание и предпочитала держаться тихих мест, так называемых "аквариумов", и не хотела становиться на струе и перекатах. В этом же году соревнования должны были пройти на реке Гумиста, которая находится в непосредственной близости от столицы Абхазии - города Сухуми. Гумиста отличалась от Бзыби меньшей шириной и более спокойным течением, но все равно течение этой реки было намного сильнее любой той речки, на которой мне доводилось соревноваться в России. Вследствие чего на тренировке необходимо было подобрать те приманки, которые смогли бы держать горизонт проводки на таком водотоке, но обо всем по порядку.

Сборы на этот чемпионат прошли практически незаметно, так как форелевый соревновательный сезон был в самом разгаре, и каждую неделю мне доводилось участвовать в турнирах. Оставалось лишь пополнять запасы оторванных приманок и наводить порядки в коробках с приманками, так как во время соревнований там просто переворачивается все вверх дном, и блесны оказываются в коробке с воблерами и наоборот. Также на этот чемпионат я взял разные спиннинги, так как точно не мог сказать, какой из них подойдёт для новой реки. В общем, собрав все необходимое, я отправился отдыхать, ведь уже утром должен был приехать из Ставрополя в Краснодар Влад Лапта, и мы вместе должны будем отправиться на чемпионат.

Дорога хоть и заняла практически весь световой день, но, тем не менее, пролетела незаметно. Неспешно проходя серпантин за серпантином, мы беседовали о ловли ручьевой форели. Я делился своими впечатлениями о прошлогоднем чемпионате и грезил уже поскорее почувствовать поклевки и сопротивление стальноголового лосося, которого по традиции запускают на соревнования в реку. Также мы разбирали все ошибки прошедшего чемпионата России и делились всеми наработками, что немаловажно, ведь мы члены одной команды. Границу прошли быстро, и вот мы неспешно движемся по прекрасной стране души – Абхазии. Хочу напомнить, что ограничение скорости в республики 60 км/ч вне зависимости от того, движешься ли ты в населенном пункте или по трассе. От границы до Сухуми чуть больше сотни километров, поэтому еще пару часов мы находились в созерцании спокойного моря, снежных гор и ярких цитрусовых на ветках деревьев.

Уже к вечеру мы наконец-таки добрались до коттеджного поселка, где должна была остановиться основная масса спортсменов. По прибытию мы обнаружили, что многие уже на месте, и кто-то уже ловит рыбку на море, но нам сегодня нужно было разобрать все вещи и приготовиться к завтрашней тренировке. Ах да, третий спортсмен нашей команды, Александр Черкассов, должен  был прилететь из Москвы в Сочи на самолете и из аэропорта добраться на такси до места проживания. Уже поздней ночью Александр добрался до нас и уволился отдыхать без задних ног.

Пятница. День Официальной тренировки.

На тренировке я собрал один комплект снастей, который, по моему мнению, должен был показать, хватит ли мощности снасти для такого течения, или стоит взять удилище помощнее. На этот раз я остановился на спиннинге Norstream Areal New 662UL  с тестом 1-5 грамм, оснастил его катушкой Shimano Stella 2000 с намотанным шнуром #0,4 это основной комплект , который я использую на береговых соревнованиях. Добравшись до места проведения соревнований, я немного опешил от размеров зон ловли. В каждой зоне было по 32 сектора, каждый из которых был длиной не меньше 14 метров. Это достаточно большие сектора, и придётся изрядно попотеть, чтобы пробежать от одного края зоны до другого.

В общем, за время тренировки мне удалось пройти только лишь среднюю зону Б. За это время я для себя выявил два сценария развития событий. Первый и неблагоприятный – это то, что рыба встанет в "аквариумы", и весь результат соревнований будет зависеть от жеребьевки. И второй – это рыба станет достаточно равномерно по всей реке с некоторыми скоплениями в более удобных для нее условиях. И на тренировке я прорабатывал оба сценария, удалось поработать и воблерами, и тяжелыми вертушками, и немного покидать силиконовые приманки, чтобы определиться с весом используемых головок.

Не успел я дойти до верхней зоны, как раздался сигнал, и все отправились на процедуру зарыбления. Зарыбление хоть и пролетело быстро, но забрало немало сил. Радовало, что рыба была в хорошей форме, и также радовала навеска форели, некоторые особи достигали размера 400 грамм и более. После коллективной работы состоялась процедура жеребьевки. Я на первый тур отправляюсь в зону В, Влад Лапта идет в нижнюю зону А, а Александр Черкассов будет биться в средней зоне Б. Старты особо не радовали, но была надежда, что рыба встанет равномерно и будет возможность ловить ее и с плохим выходом.

За церемонию открытия соревнований и за организацию такого прекрасного праздника хотел бы поблагодарить Федерацию рыболовного спорта республики Абхазия и в частности Бондаренко Альберта. Чувствовалось, что огромная команда работала над этими соревнованиями, и ребята отдали этому событию все силы. После церемонии открытия соревнований все спортсмены отправились готовиться к завтрашнему туру. Мне же оставалось догадываться как выглядит зона, в которой мне придётся завтра соревноваться…

Суббота. Первый тур соревнований.

Быстрый подъем, завтрак, и вот мы уже едем к месту проведения соревнований. Чувствуется некая напряженность, но ее удается снять прослушиванием разных веселых треков в магнитофоне. Главное - не перегореть до старта и выкинуть из головы все не нужные мысли. Я быстро развожу ребят по зонам и тороплюсь в свою, чтобы не опоздать на перекличку.  На этот тур я решил оставить свой основной комплект снастей, который использовал на тренировке, единственное что я изменил, так это увеличил толщину флюрокарбоновой вставки, так как рыбка достаточно бойкая, и 4-либровый подлесок мог не выдержать натиска стальноголового лосося.  После переклички был дан сигнал, и спортсмены отправились осматривать зону ловли.

Зона оказалась разноплановая, в середине зоны был большой тягун с хорошей глубиной, ниже по течению он расходился в мелководный полив, после чего уходил в перекат и трубу. Вверху зоны была угловая яма, после которой был достаточно быстрый, со средней глубиной, ровный участок, который посередине разбивал перекат. В теории можно было обозначить всего секторов 8, которые бы стабильно приносили рыбу, но каждый из спортсменов думает своей головой, и у каждого свои мысли по поводу того, где будет стоять рыба.  В первом старте я занимаю 15 сектор, который, на удивление, никто не занял, и вообще основная масса спортсменов, которые стартовали первыми, ушли в верх зоны. Я же был уверен в своем выборе и сосредотачивался на своем секторе.

Заняв самый верх сектора, я поставил воблер Jackall Timon Tricoroll 47HW в ярком розовом цвете. Решил я начать с воблера неспроста. В прошлом году мне такая тактика уже приносила результат - если рыба будет в секторе, то она однозначно заинтересуется данной приманкой. Воблер удается задержать в месте предполагаемой стоянки форели, ту же вертушку зачастую сдувает, и не всегда форель успевает среагировать. Дан сигнал старта,  я делаю заброс почти под край сектора и стараюсь максимально быстро заглубить воблер, через секунду следует поклевка, но обидный сход. Повторяю заброс, и вновь форель радует поклевкой, делаю подсечку, и форель надежно сидит на крючке. Не знаю почему, но я упирался именно в воблеры, только лишь иногда разбавляя ловлю тяжелыми вертушками, абсолютно забыв про силикон и колеблющиеся блесны. Видимо, остался некий отпечаток от чемпионата Краснодарского края и Чемпионата России, где основным приманками были воблер и вертушка. Тем не менее, я ловлю 15 форелей, и это второй результат, Дмитрий Ракитянский ловит 19 штук и зарабатывает один бал.

После первого тура становится понятно где концентрируется рыба, и с плохим стартом занять рыбные сектора не представляется возможным, но нужно ловить в каждом старте, чтобы рассчитывать на хороший результат. Во втором старте я решаю идти в низ зоны в надежде наковырять хотя бы одну форель, удается это сделать не сразу, я опять упираюсь в воблер и кидаю его во всевозможные места, будь то струя, мелководный перекат или обратка за камнем, и вот практически в самом последнем секторе мне удается поиметь хорошую поклевку рыбы, после непродолжительного вываживания она оказывается в подсаке. Есть, от нуля ушел, теперь надо наковырять еще, чтобы заработать как можно меньше баллов.

Возвращаюсь ближе к середине зоны соревнований и останавливаюсь в 10 секторе, рядом ловит Воробьев Александр. С дальней дистанции он колеблом собирает форель. Я ставлю тяжелую вертушку и начинаю работать на выбросе, после десятка проводок имею поклевку форели и после очень долгого вываживания завожу рыбу в подсак. Продолжаю ловлю в том же ключе и до финиша имею еще 2 поклевки. Судьям сдаю две карточки, у меня достаточно неплохой выход в следующем туре, и я решаю опять ловить на поливе на дальних дистанциях, ведь рыба там осталась.

Выхожу на старт, и на глазах начинает мутнеть вода, рыбу выключило, только лишь редкие поклевки в самых рыбных секторах. В надежде на голодную форель полоскаю приманки целый подтур и закатываю нуля. Нулей много, но лидер приносит 6 карточек, и это немного удручает. Дмитрий Ракитянский вовремя понял фишку и ушел ловить форель в верх зоны, где вода была не такой мутной и, соответственно, форель там была активна, ее можно было соблазнить на атаку.

Последний подтур решаю идти в верх зоны и сектор за сектором облавливать акваторию. В последнем туре я резко вспоминаю про резину и практически полностью переключаюсь на нее, иногда бросая воблеры в перспективные места с быстрым течением. Достаточно быстро в приямке возле берега ловлю первую форель. Сразу было видно, что форель уже ловили, и она очень нехотя клюнула не силикон. Продолжаю дальше чесать сектора, но ни выходов, ни поклевок нет. Ухожу в самый верхний сектор, который выше угловой ямы, и пытаюсь поймать там. Поклевок нет, лишь подойдя к нижней части этого сектора, я замечаю, что в его границы попадает очень интересный глубокий затишок, соседствующий с мощной струей. Ставлю самую тяжелую головку и отправляю силиконовую приманку прям на границу с течением, буквально на третей проводке происходит четкая поклевка и молниеносная подсечка, рыба на крючке, я не долго думая поднимаю палку над головой и что есть сил начинаю вращать ручку катушки, чтобы поднять рыбу на перекат и не дать упереться ей мордой в камни. Буквально через несколько мгновений рыба оказывается в подсаке.

Продолжаю ловить в этом же приямке, времени остается все меньше и меньше, и буквально за минуту до финиша происходит подвисание силикона во время проводки, я делаю подсечку, и рыба на крючке. Полностью повторяю вываживание, и рыба опять оказывается в сетке подсака. Финиш. Четвертый тур отыгрываю с тремя карточками, но с таким результатом я оказываюсь лишь четвертым в зоне, уступая полбала Александру Воробьеву. Первый в нашей зоне Дмитрий Ракитянский – очень сильное и стабильное выступление. Приятно играть с сильными соперниками, ведь только так получаешь тот самый драгоценный опыт, за которым и приезжаешь на соревнования.

Собрав снасти,  я отправился в центр зон, чтобы узнать результаты моей команды. Влад Лапта сегодня вынес зону А, Александр Черкасов выступил ровно, оказавшись на восьмом месте. Командой мы имеем все шансы бороться за Чемпионство, чем мы и планируем завтра заниматься. По итогам жеребьевки я остаюсь в своей зоне, а вот Саша и Влад меняются зонами, поэтому во время процедуры зарыбления ребята рассказывают и показывают места скопления рыбы и особенности подачи приманок в том или ином секторе. Я же в свою очередь прорабатываю весть завтрашний день и каждый старт, чтобы не метаться во время соревнований, а просто следовать поставленной задаче. Пообщавшись с ребятами, я узнал, что в основном сегодня ловили они силиконовыми приманками, что могло означать одно – завтра я уделю этим приманкам больше времени и постараюсь выжать из зоны максимум. После зарыбления мы уставшие, но довольные, отправились готовиться к завтрашнему туру. Ведь вся битва будет разворачиваться именно завтра, и стоит набраться сил и сосредоточиться на ловле.

Воскресенье. Второй день соревнований.

Едем к месту соревнований практически молча, музыка играет фоном, и каждый остается наедине со своими мыслями. Перед стартом пожелали друг другу хорошего выступления и решили играть в командную игру - выжимаем максимум из каждого старта и боремся до конца.  На осмотр зон я не иду, занимаюсь снастями и расписываю каждый свой шаг, уже до третьего периода примерно понимаю, в каких секторах буду играть, остается лишь сосредоточиться на ловле и не сбиться с темпа.

Начать опять решаю с розового Jackall Timon Tricoroll 47HW, эта приманка служит неким индикатором и показывает насколько активна рыба. Первый выход у меня второй. Передо мной спортсмен уходит в 15 сектор, это именно тот сектор, с которого я начинал вчера, я же в свою очередь становлюсь в 17 сектор, там где играл Дмитрий Ракитянский и обошел меня по количеству пойманных хвостов. В этом секторе струя более сильная, но также есть ярко выраженная граница мелководья и глубины. Старт дан, и я посылаю воблер четко на границу тихой воды и струи, буквально секунда проводки и посадка рыбы, потом еще и еще и еще. Рядом начинают ловить соперники, но я замечаю, что у них большое количество сходов на вываживании. Понимаю, что по скорости ловли мы идем примерно одинаково и надо что-то менять, чтобы обойти их по количеству пойманной рыбы. Достаю самую тяжелую вольфрамовую головку и отправляю съедобный силикон на границу струи. Только лишь приманка немного опустилась в толщу воды, как следует мощная поклевка. И так рыба за рыбой. Понимаю что надо ускоряться, затягиваю фрикцион и начинаю скоростное вываживание на вертикальной палке, рыба прыгает по поверхности воды и заходит в подсак, и так раз за разом, сходов практически нет, есть только холостые поклевки. Время пролетает незаметно, и на вываживании очередной форели звучит гудок, последняя рыба не в зачет, но тем не менее, думаю что по количеству я превзошёл ближайших конкурентов, которые были в зоне моей видимости. За 45 минут мне удалось поймать 29 форелей, причем приходилось мне их вываживать через мощнейшую струю на затянутом фрикционе, благо Norstream Areal New 662UL сглаживал все рывки активно сопротивляющейся рыбы. Ближайший конкурент поймал 23 форели, третью строчку занял спортсмен с 16 форелями.  Это только начало, но оно положено, теперь необходимо закреплять результат. С плохим стартом ухожу сразу на полив чуть ниже струи и начинаю работать над противоположным берегом. Туда долетают только семиграммовые вертушки и семиграммовая блесна River Old Super Vespa, так как расстояние от берега до берега более 45 метров. Буквально с ходу начинаю собирать активную рыбу, форель яростно сопротивляется на протяжении всей проводки и норовит слететь с крючка, но я не позволяю ей этого сделать,  и рыбка за рыбкой оказываются в подсаке.

Начинаю работать ближе к камням, и начинаются досадные зацепы, но, тем не менее, облизывая камушки, мне удалось взять еще несколько хвостов. Во втором старте я приношу 7 карточек, что достаточно неплохо для плохого старта. Третий старт у меня немного лучше, и мне удается занять сектор вблизи скопления рыбы. Начинаю ловлю с воблера, но тишина, ни поклевки, ни  выхода. Пробую другие модели и вертушки, но ничего не помогает, видимо, рыбу сильно накололи, и она отошла к противоположному берегу.

Ставлю колебалку River Old Satellite Vespa 3,2 грамм в ярко-розовом цвете, и произвожу забросы прям под противоположный берег. Проводку подобрал после нескольких забросов. Необходимо было максимально медленно провести блесну и максимально близко ко дну. Форель шла за блесной и как бы щипала приманку, и только после нескольких пощипываний она садилась на крючок, необходимо было сделать подсечку и тут же вываживать рыбу. Таким образом, мне удалось поймать около 10 форелей, но только пять из них удалось завести в подсак. Видимо, сказывалась активность форели и аккуратные поклевки. Крючок практически сразу отваливался в подсаке, и рыба обретала свободу.

Остается четвертый подтур, и тут самое главное - не принести ноль. Решаю идти в верх зоны и ковырять рыбу на резину. Понимаю, что шанс поймать есть, надо лишь найти активную рыбку и заставить ее клюнуть. Пробегаю пол-зоны вверх и ничего, потом вниз, и опять ничего, начинаю немного паниковать, но пытаюсь ловить. Возвращаюсь опять в верх зоны и работаю в приямке, который принес мне вчера две рыбы. Поклевок нет, решаю сменить заброс приманки, и кидаю прям в струю, чтобы течением приманку вынесло в тихую воду, и буквально на первой проводке происходит четкая поклевка. Есть! Буквально несколько мгновений, и долгожданная рыба в подсаке. Остается около минуты до финиша, и у меня происходит холостая поклевка, тут же меняю цвет силикона, и рыба клюет, делаю подсечку, вываживание, и вторая рыба в подсаке. Стараюсь сделать еще несколько забросов, но остается слишком мало времени, и звучит финальный сигнал. Этих двух рыбок мне хватило, чтобы занять первое место в зоне. Я уже не видел и не слышал никого, мне срочно нужно было узнать результат моей команды. Как оказалось позже, Влад Лапта опять вынес зону, а вот Александру повезло меньше. Оторвав почти все тяжелые блесны и головки в первых подтурах, он не смог перестроиться на ловлю по мелководью и немного сдал позиции, но ничего страшного, все приходит с опытом.

В итоге призовые места распределились следующим образом:

Личный зачет

1 место – Владислав Лапта (Timon-Norstream)

2 место – Ракитянский Дмитрий (Trout Extreme)

3 место – Аникиенко Дмитрий (На гребне волны)

Командный зачет

1 место – Команда «Trout Extreme»

Бондаренко Альберт, Ракитянский Дмитрий, Сангулия Онери

2 место – Команда «Timon-Norstream»

Владислав Лапта, Мадюкин Василий, Черкассов Александр

3 место – Команда «На гребне волны»

Алексеев Сергей, Аникиенко Дмитрий, Тер-Симонян Филипп

Поздравляю чемпионов и призеров, всем спортсменам огромное спасибо за честную и ожесточенную борьбу. Этот чемпионат можно назвать поистине международным праздником в береговом спиннинге. Отдельное спасибо организаторам соревнований за их труды и великолепную организацию данного мероприятия. Спасибо судейской коллегии и волонтерам, которые пристально следили за исполнением всех правил соревнований.

Также хочу выразить отдельную благодарность нашему спонсору – компании «Мир Рыболова» за техническую поддержку.