Раскаты год спустя
Главная Войти
Статьи о рыбной ловле

Раскаты год спустя

И вот мы вновь в тех же местах, где были год назад. Хочется половить хищника в самом начале сезона, набить руку, потренироваться перед ловлей рыбы в средней полосе. Но главное – есть мечта поймать крупного жереха. Не дурного, «массово-котлового», а обычно одиночного, движущегося вверх после зимы по ему одному ведомому маршруту. Наша задача – вычислить этот маршрут. Хотя в планах была ловля и другой рыбы: крупного окуня, сомиков и, возможно, красноперки. Погода по сравнению с прошлым годом была менее комфортной. Хотя вода прогрелась до 5–8 градусов (в прошлом году не превышала 2–4 градуса), но постоянно дул сильный ветер, до ураганного, шли дожди, и было пасмурно. За всю неделю выдалось всего два погожих солнечных дня.

Первая точка. Жерех

Некоторые точки на широких протоках – банках – были нам известны по прошлому году. Это, как правило, небольшие локальные ямки рядом с закоряженными обрывами – свалами. Обязательным условием кратковременных остановок в таких местах жереха является наличие рядом кормовой рыбы. Удачные точки рыболовы, как правило, находят случайно. Активности рыбы на поверхности не видно: ни всплеска хищника, ни выскочившего наверх испуганного малька, но клюет почему-то именно здесь, а не на похожей как две капли воды соседней протоке. Очень медленно и тихо подошли на расстояние джигового заброса. У меня не было уверенности в успехе именно в этом месте и именно сейчас. Обычно так вот, с налета, ничего хорошего никогда не получается. Встаем на якорь. Роюсь в ящике и достаю прошлогоднюю, «несвежую» приманку – помятый твистер на тупом и уже чуть ржавом двойнике. Прикидываю, сколько вешать граммов, чтобы подача приманки была плавной, но и отбой в руку оставался четким. Глубины от 4 до 6–7 метров, сильное течение, дно средней плотности, проводка против течения – пробить надо максимальную площадь. Ставлю 28 грамм. У-ух как полетела! Первый же заброс, вторая ступенька – сильнейшая поклевка и бешеные рывки. Какая-то очень крупная рыба пытается вырвать спиннинг из рук. Подождите, ну так же не бывает! Вяло подсекаю – навыки правильного алгоритма ловли и четких движений за зиму основательно подзабылись – рыба мощно заходила на другом конце лески, запел фрикцион «Калдии», рядом охнул Саша, но рыба сошла. Обидно, но главное, что она здесь есть! Коллективно гадаем, кто там мог быть. Сомик? Огромный жерех? Большая щука? И тут же поклевка у Эдика, и он тащит небольшую щуку. Зачем она нужна? Совершенно в наши планы не входит ее ловля. Эдик успешно стряхивает рыбу рядом с лодкой. Это была первая и последняя щука за всю неделю нашей рыбалки…

А вот и у меня на полпути приманки к лодке резкий удар, и спиннинг начал круто клониться к воде. Это уже похоже на бодрого жереха. Вот он и показался под водой, заходил вправо-влево перед лодкой, убежал под нее, вновь показался. Ребята приготовили сачок, уже оценили вес рыбы – около двушки, и вдруг рывок и провис шнура. Сошел. Ну и молодец, настоящий боец. Снимаю приманку с тупыми крючками и ставлю «свежую». Через пять минут Саша ловит жереха поболе кила, потом ловит Эдик, почти одновременно и я вытаскиваю «коня». В наших действиях еще присутствует стартовый мандраж – все же первые рыбы в новом сезоне, нервно просим подать сачок, нервно вываживаем, по-детски радуемся каждой пойманной рыбе и ворчим, ругаемся по поводу рыбы сошедшей. Первые фото, съемки видео. Пошло. Поймали мы немало, были рыбки и около трехи. Но ловля такая быстро кончилась. Случилось обычное: усилился ветер плюс сильное течение – лодку сорвало с якоря и снесло и мы потеряли точку со счастливой коряжкой; потом встали рыбе на голову, наверняка распугав ее. Впрочем, и в прошлом году после обеда жерех здесь тоже не брал. Клевал он строго по расписанию, но в солнечную погоду клев был более длительным. Вот и сейчас символы рыб на экране эхолота исчезли, прекратились и поклевки. Переезжаем на большую яму ниже по течению – может, там кого-нибудь поймаем.

Вторая точка. Вновь большой сом

Это была не более чем ошибка, повторяющаяся из поездки в поездку – случайная поимка крупного сома. Потому что к такой рыбе необходимо специально готовиться, для сома нужны другие снасти, толстые шнуры и прочее. Но главное: а что с ним делать-то?! Хороший вариант – побороть большого сома, втащить его целехонького и бодрого в лодку, сделать с ним ряд красивых фото и отпустить. Но, скорее всего, такого сценария не получится. Ибо я уверен, что все красивые фото с большими сомами делаются уже с погибшей рыбой. А убивать волжских гигантов нам не хотелось. Желание поймать сома, конечно же, было, но хотелось словить небольшого такого сомика, максимум на 30–35 килограммов, и в меру податливого. Рассуждая так, я взял мощный «Динамик» с тестом 20–100 г в паре с Шимано Твин Пауэр 4000, прицепил к крупной приманке груз в 2 унции и запулил на другую сторону ямы. Из своего небольшого опыта ловли сомов я понял, что в отличие от другой рыбы здесь важны две фазы ловли: первая – заставить сома заглотить приманку (фаза поклевки) и вторая – утомить его и успешно подтащить к лодке (фаза вываживания). Но если с первой фазой у нас все складывается просто замечательно – поклевки следуют довольно часто, то вот вторая фаза пока что до конца не отработана.

На пятой проводке произошло «это самое» – четкая поклевка. Подсекаю и тащу рыбу с десяток метров. Я уже чувствую себя героем, спиннинг прочный и мощный, главное – не дать рыбе опомниться и тащить, тащить… Ага, тащить. Я представляю, как смеялись надо мной все рыбы, что были в тот момент рядом с лодкой, а сом наверняка просто бился в истерике от хохота, позволяя покатать себя на шнуре. Вдруг (впрочем, это уже стало обычным после прошлогодней поездки сюда, на раскаты, и в устье Камы) все встало намертво, в какую-то секунду. Потом начал сильно клониться к воде спиннинг, потом рыба сняла столько шнура со шпули, сколько хотела. Неужели повторится история в устье Камы? Ну уж нет, у меня спиннинг в этот раз втрое мощнее, пободаемся еще. Начал, по советам оживившихся друзей, напрягать залегшего на дно «хозяина», дергать и потряхивать удилищем. Ну вот вроде чуть пошла рыба, но куда-то вбок и против течения. Через пятнадцать минут спина у меня уже болела так, будто я вагон арбузов разгрузил. Отдаю спиннинг Саше, надо чуть передохнуть. Саша начал выкачивать потихонечку, ему даже показалось, что со дна пошли пузыри. А я уже оценил примерный размер противника и понял, что шансов у нас – ноль. Ведь мы стоим под крутой и сильно закоряженной бровкой, глубина 12 метров, и в эту стену еще бьет сильное течение, значит, есть подмывы – в них-то сом и уперся. Но я эти мысли не высказываю вслух, а наблюдаю как бы со стороны, даю всяческие советы, по-дружески подкалываю...

Вскоре и Саша сдается. Положительной динамики у процесса нет, и я предлагаю объехать рыбу и попытаться вытянуть сома из-под бровки в противоположную сторону. Заводим мотор, объезжаем с тыла. Тянем – бесполезно. Завернул сомяра за корягу, ушел в подмытую нору или просто-напросто заснул? Переглядываемся – и решаем рвать шнур. Ура, свобода, можно ловить нормальных рыб!

Снова первая точка. Воблерный жерех

В 9 часов следующего утра мы уже стояли на якоре около первой точки. Жерех на джиг со дна не ловился, но то, что он здесь, мы нутром чуяли. И рыбу кормовую, хоть и немного, эхолот показывал. Исходя из опыта прошлого года, когда мы с А. Коломийцем – Мамбой нашли жереха вполводы, высказываю предположение о смене рыбами горизонта. Эдик привязывает дайвовский крэнк Скутер и со второй проводки ловит жереха на двушник. Отлично. Ставлю шакаловского Сквад Шэда, бросаю воблер прямо под берег, чуть завожу, заглубляю приманку резким рывком и дальше веду очень-очень медленно. Ух, какая поклевища! Затрещал фрикцион, спиннинг отрабатывает рывки сильной рыбы. Жерех уходит под лодку, мечется вправо-влево, адреналин у меня бьет ключом. Беру сачком, жерех около трешки. Эдик следом вытаскивает еще одного, чуть поменьше, но тоже очень бойкого – рыба разгибает крючки на Скутере, но в сачок попадает. Потом ловим еще и еще. Ловля рыбы воблерами – это высшее наслаждение. Способов анимировать хорошую приманку множество, но сейчас срабатывает только медленная проводка воблера с остановками, с небольшим подыгрыванием кончиком спиннинга. Никаких рывков и твитчей!

Третья точка. Сомики

Небольшая закоряженная протока с глубокой ямой в самом начале. Три проводки – три оставленные на дне приманки. Дно ямы завалено деревьями, не спасают даже офсетные крючки. Решаю бросить прямо под берег, под стену сухого тростника. Следует мощная поклевка и сход сильной рыбы. Тут и родилась правильная мысль: забрасывать не в яму, а на мель, под противоположный берег. Моя приманка явно стучит по спинам крупной бели. Кто там? Всегда и везде подошедшая стая белой рыбы возбуждает местных хищников на активные действия, они просыпаются и начинают клевать. Предлагаю переехать на правый берег протоки и ловить на мелком месте, на самом выходе из ямы. Встаем хорошо и точно. Первый же заброс под левый берег закончился визгом фрикциона: приманка попала хищнику прямо в пасть! Приятное сопротивление, ритмичные мощные толчки, но через минуту сомик (а это был именно сом) успокаивается, просто давит и складывается под водой колечком, активно работая хвостом, как веслом. И вот он, первый, в лодке. Около двух-трех килограммов. Беру его за верхнюю челюсть, он царапается своими щетками и энергично лупит хвостом мне по рукам, шевеля при этом усами и зло тараща маленькие круглые глаза. Не переживай, друг, до свободы 15 секунд! Вынимаю крючок и бросаю рыбу за борт. Одновременно уже визжат фрикционы на катушках Эдика и Саши, они синхронно тащат двух рыб. Весело! Вначале мы пользовались сачками, но приходилось долго выпутывать крючки из сетки. Потом стали вынимать рыб, берясь за поводок около груза, а затем и вовсе наловчились стряхивать их прямо в воде.

Надо, наверное, сказать, что ловили мы на очень удачные офсетные крючки с грузиками небольшого веса посередине изгиба. Крючки прочные, но шнур в 15 либров позволяет их разгибать на зацепе и освобождать приманку. Утром сомики клевали только на приманки небольшого размера, около 5 см. По мере прогрева воды до 7–8 градусов начали ловиться более крупные сомы, до 6–8 кг, на более крупные приманки. На порядок лучше других работал лимонный цвет. Чуть хуже – белый и молочный, и совсем плохо показали себя темные цвета: зеленые, красные и синие.

Другие рыбы

Как всегда в этих местах, на небольшие твистеры зло клевал толстый карась-буффало. Попадались рыбки явно за килограмм, и поймали мы их штук двадцать. Крупного стайного окуня так и не нашли, поймали лишь одного на 1,2 кг, который стоял рядом с мелким жерехом. Зато окунь до 300 г неплохо ловился на вертушки. Судаков более-менее приличного размера попалось всего два. В одной из ям обнаружили огромное количество мелкого судака, который зло клевал с каждой проводки на любой глубине. Пришлось уехать, чтобы зря не травмировать молодь. Красноперка ловилась только на поплавочные снасти, игнорируя мелкие вертушки.

Некоторые выводы

Рыба в этих местах пока еще есть, но с каждым годом ее становится явно меньше, а рыбалка труднее. Рыболовный прессинг огромный, количество «дикарей» сравнимо с ситуацией на Ахтубе: многие доступные для машин берега сплошь забиты палаточными лагерями. Пилят деревья, жгут пионерские костры, моют машины, орут магнитофоны, горы мусора и прочее. Видели одну оставленную туристами стоянку: ровным слоем бутылки и мусор на большой площади. Естественно, птиц в этих местах теперь нет. На мой взгляд, «дикий» рыболовный туризм – это хорошо, но не здесь и не в таком количестве. Погранслужба (береговая охрана) не в состоянии справиться с огромным наплывом туристов, у рыбаков нет разрешений на посещение погранзо-ны, но как сразу арестуешь или оштрафуешь всех?! В астраханской дельте, в этих «яслях» для многих видов рыб, нужен другой подход к природе вообще и к рыбалке в частности, необходим жесткий контроль, ибо если уж и этот источник воспроизводства рыбы иссякнет, впору будет кричать «караул!».

Владимир Герасимов, Москва
Рыбак рыбака, 19/2011

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту