Абхазия: рыбалка на Черном море
Главная Войти
Блог Norstream - интересные свежие статьи о рыбалке на спиннинг и не только

Абхазию называют страной души, и с этим трудно не согласиться. Подошло к концу мое двухнедельное рыболовное путешествие по этой удивительной стране. Это уже мой второй приезд, и, надо признаться, я собираюсь приехать сюда вновь. Если первая поездка была скорее ознакомительной, то теперь я хорошо знал, куда еду и что хочу получить. В первую очередь, это, конечно, была рыбалка, которая здесь очень разнообразная. Тут и море, где никогда не угадаешь, кто у тебя клюнет, тут и горные реки, которых здесь множество и в которых живет одна из самых красивых и самых спортивных наших рыб — форель!

Честно признаюсь, реки меня интересовали меньше, хотелось как можно больше времени проводить на море, занимаясь тем, что сейчас модно называть rock fishing. На реках я, конечно, тоже побывал, но уделил им всего два дня. Тут еще была виновата погода: постоянные дожди в горах сделали своё грязное дело, вода стала мутной и быстро прибывала.

Добравшись на машине до Абхазии к вечеру, я не выдержал, тут же взял в руки снасть и отправился к морю. Усталость с дороги была забыта, разум полностью отключился, весь я сразу перестроился на рыболовный лад. Очень хотелось сделать несколько забросов и кого-нибудь поймать.

Планируя поездку, я выбирал себе жильё по двум критериям: первый — наличие волнорезов, а второй — близость к берегу. Если вы впервые приехали ловить в море, то, прежде всего, стоит обратить внимание на волнорезы. Близ них всегда крутится рыба, и поймать своего первого морского обитателя проще всего именно там, а дальше уже можно искать более перспективные места, о которых я расскажу чуть позже.

В первый вечер мне удалось увидеть лишь пару поклевок, но и ловил я всего один час, поскольку надо было возвращаться и заселяться в дом, чтобы уже утром вернуться, обойти каждый волнорез, простучать береговую линию и выбрать на вечернее и ночное время пару перспективных точек.

Сразу расскажу, чем ловил. Это удилище Norstream Provokator 732UL с катушкой Shimano Rarenium 2500FA и плетеным шнуром Sunline Siglon PEx8 #0.4; поводок был из флюрокарбона 5 Lb, длиной около полутора метров. Комплект полностью меня устраивал, обеспечивая уверенный заброс и контроль небольших весов на глубине до четырех метров. Подбирая удилище для рыбалки на море, я в первую очередь имею в виду чувствительность снасти, ее надежность и высокий сдерживающий ресурс, ведь морские рыбы — серьезные бойцы.

Что касается приманок, то их, как показал мой недавний опыт, много не бывает. Неплохо подходят различные «креатуры», нимфы, черви, слаги, небольшие твистеры и виброхвосты, вообще вся та мелочь, на которую мы привыкли ловить окуня микроджиговой снастью. С практикой постепенно приходит понимание особенностей «рокфишинга» и появляются специальные приманки вроде «стрейчевой резины», небольших пилькеров и т.п. Но это уже если море вас действительно зацепит, а так можно обойтись и другими приманками.

Итак, на следующий день я вновь направился к морю, благо вода была чистая и можно было рассмотреть, что делается на дне возле каждого волнореза. В первую очередь меня интересовали крупные камни, во вторую — глубины и интересный рельеф. Пройдя несколько сотен метров по берегу, я приглядел себе два волнореза. Единственный минус был в том, что они находились довольно далеко, примерно в трехстах метрах, друг от друга (при дальнейших поисках расстояния только увеличивались, и уже приходилось переезжать с места на место на машине).

Буквально с первых же забросов начались контакты с рыбой. По всей видимости, это была небольшая ставрида, которая стояла в толще воды. Сказать честно, она меня мало интересовала, мне больше по душе придонная рыба, а одной из целей поездки была поимка горбыля: хотелось побить личный рекорд, который я установил в 2015 году, поймав рыбу весом около полутора килограммов. Вскоре мне удалось вытащить нескольких скорпен и одного карася. У дна на четырехметровой глубине поклевки следовали одна за другой, но каждый раз всё заканчивалось потерей приманки: рыба просто разделывала ее, откусывая хвосты и лапы. В таких случаях лучше использовать «стрейчевую» резину, с которой потерь будет намного меньше.

IMG 20180808 121719

IMG 20180809 173154

В первый день рыба изрядно потрепала мне нервы. Потери приманок исчислялись не в штуках, а в пачках, а результат оставлял желать лучшего. Как уже говорилось, ловил я у дна, а проводку выполнял следующую: после заброса приманки делал паузу, выжидая, пока приманка достигнет дна, затем выполнял два-три плавных подброса средней амплитуды, за которыми следовала новая пауза. Рыба часто атаковала приманку, лежащую на дне, а движущуюся брала реже.

На самом деле, ловля в море — это постоянные эксперименты, ведь рыбу можно встретить во всех слоях воды. Но у меня была одна цель — горбыль! Я пробовал увеличивать размер приманки до трех дюймов в надежде отпугнуть мелочь, но тщетно: небольшие караси с жадностью атаковали даже крупные приманки, и порой казалось, что чем крупнее была приманка, тем яростнее они на нее набрасывались.

Итак, с первым волнорезом все было понятно. Рыба клевала, но поймать ее было не так просто. Решил вернуться сюда вечером, а пока перейти на второе понравившиеся место. И что вы думаете?! На первом же забросе у меня произошла уверенная поклевка, совершенно не похожая на прикусы карася. Удочка моментально согнулась, тормоз начал понемногу отдавать леску, рука чувствовала приятное сопротивление, а в голове крутилось только одно слово — горбыль! Это он и был, пусть небольшой, но, все равно, желанный трофей.

IMG 20180731 192151 1

Попался он на Jackall Scissor Comb 2.5″; забегая немного вперед, скажу, что именно эта приманка жила на крючке дольше всех. Как я не раз писал в своих отчетах и статьях, Scissor Comb — это, по сути, две приманки, и если рыба откусит подвижную часть, то не стоит выкидывать оставшуюся, на теле которой также присутствуют небольшие лапки, которые направлены против движения и потому активно шевелятся, провоцируя рыбу на атаку. Приманка станет более компактной, и небольшой рыбе, тому же карасю, у которого не очень большой рот, будет проще ее заглотать.

После поимки первого горбыля прошло от силы пятнадцать минут, и буквально на том же месте произошла вторая уверенная поклевка. Эта рыба уже потрепала мне нервы, поскольку оказалась гораздо крупнее и сильнее первой. Сработал все тот же Scissor Comb 2.5″, но оранжевого цвета. Все обитатели пляжа побросали своих детей, отставили в сторону пиво и начали за мной наблюдать, а то и подсказывать, как мне лучше действовать. Было довольно смешно все это краем глаза видеть и слушать такие подсказки.

IMG 20180731 202201

Борьба, однако, была недолгой; мне потребовалось около двух минут, чтобы уговорить рыбу. Размер ее был для меня не рекордным, но уже довольно близким к рекордному. Самое интересное, что в 2015 году я поймал свой трофей в первый же день, а в этом году тоже в первый день взял уже двух горбылей.

Позже я созвонился со своим другом Русланом и посетовал на большое количество пустых поклевок, а он, отлично разбираясь в этой ловле, посоветовал мне попробовать ловить на «техас» с небольшим крючком (номер восемь или мельче). Кроме того, он рекомендовал использовать более компактные приманки в виде небольших слагов или червей, в частности червей Marukyu Power Isome Soft, которые эластичнее и не так быстро объедаются морскими рыбами.

Все последующие дни я ловил исключительно на «техас». Проходимость по камням стала намного выше, количество зацепов сократилось до минимума, а количество подсеченной рыбы заметно возросло. Груз я также использовал небольшой, от 2 до 4 граммов; этого вполне хватало для дальнего заброса и уверенного контроля приманки.

С каждым днем погода все больше портилась, стало уже не так солнечно, понемногу начало штормить.

IMG 20180804 184323

Рыбалка в таких условиях сильно осложняется. Прибрежная волна создаёт неприятную муть, вода приобретает коричневый оттенок. Правда, эта муть в основном находится сверху, примерно до середины глубины, а нижние слои воды заметно чище, и ловить все равно можно, причем успешно, но ветер и большая волна создают, конечно, определенные неудобства. Порой на волнорезе невозможно было устоять, и это не преувеличение: товарища, который ловил рядом со мной, один раз буквально смыло волной. Это опасно, с морем лучше не шутить! Поэтому мы предпочли в буквальном смысле ждать у моря погоды. А чем можно заняться, когда на море не выйти и на реках не половить? Конечно, надеяться на хорошую погоду и искать новые места для дальнейшей рыбалки.

Про волнорезы я вам уже рассказывал, а кроме них мы часто прибегали для поиска рыбы к спутниковым снимкам, на которых четко прослеживается береговая линия и каменистые косы, заслуживающие самого пристального внимания: именно там особенно велик шанс поймать желанный трофей. Морская ловля начинается еще до рассвета и продолжается максимум до семи часов утра; далее можно просто загорать и купаться, а снова браться за удочку лучше уже вечером, чтобы рыбачить до поздней ночи (именно это время считается самым результативным). Однако в том месте, которое мы нашли, и в подобных ему местах можно ловить все двадцать четыре часа в сутки. Да, клев будет в разное время разным, но главное — он будет! Место это находилось в трех километрах от нашего дома, и там было много камней в пятнадцати метрах от берега. Нам не терпелось отправиться туда и сравнить увиденное воочию со спутниковыми снимками. Спутник не соврал, даже через волны прослеживались большие камни. Берег оказался дикий, без отдыхающих. Конечно, мы сделали по несколько забросов, но это больше походило на борьбу со стихией.

Почти двое суток мы не могли ловить в море, и просто не знали, чем себя занять. Как говорится, близок локоть, да не укусишь. Постоянно следя за погодой, мы надеялись на чудо, и оно, наконец, свершилось. Все оставшиеся дни мы попеременно ловили то в новом месте, где, действительно, рыбы было огромное количество и где карась клевал «как из пулемета», то опять с волнорезов вблизи от дома. Но горбыля всё не было, а время поджимало.

IMG 20180801 192004

IMG 20180807 171546

IMG 20180808 132540

Я помню 2015 год, когда в последний день на крайнем забросе на крючок сел тот, за которым я, собственно, и вернулся. Того горбыля я оценил на глаз в два с лишним килограмма, но, к сожалению, он ушел в камни и перетер леску. Возможно, это судьба, но именно в крайний день моего нынешнего пребывания в Абхазии у меня произошла поклевка, которую я буду очень долго помнить. Я стоял на одном из волнорезов и ловил в своё удовольствие карася на небольшой виброхвост Jackall I Shad Tail 2.8″, которого я немного укоротил, оставив короткое тело и подвижный хвостик с небольшой пяткой. Рыба клевала здорово, я нашел правильную проводку: приманка легко дрожит на дне, слегка шевелится, потом следует короткая протяжка, за ней пауза, и тут же происходит уверенная поклевка.

IMG 20180808 123900

Так продолжалось около часа, а потом клев резко прекратился, рыбу как будто выключили. Обычно так бывает при ловле окуня: он вдруг прекращает клевать, и на очередном забросе влетает щука. Возможно, и здесь подошел более крупный хищник?

Я долго стоял на одном месте, меняя одну приманку за другой, играя размером, цветом, но поклевок не было, пока я не поставил крупную яркую личинку. Заброс, приманка упала на дно, небольшой рывок — и тут же мощнейший удар и резкая потяжка в сторону. Да это был он, здесь у меня сомнений не было! Я долго не мог поднять рыбу наверх, она постоянно хотела уйти в камни, под волнорез, и я очень боялся, что она перетрет мне шнур, как в прошлую поездку, и все закончится не в мою пользу. Мне кажется, мой «Провокатор» в этот раз работал на пределе, позже вы все увидите на видео, но удочка справилась, справилась и леска, и целыми остались даже мои нервы… Постоянное напряжение (одно неловкое движение — и рыба уйдет), аккуратная работа тормозом... Наконец, мне удалось поднять рыбу и увидеть, что это именно тот размер, за которым я сюда приехал. Пришлось брать горбыля с воды, так как он не сдавался до последнего.

Набежавшая публика «сидела на ушах», но в этот раз я мало кого замечал, мне нужен был горбыль! Спустя шесть минут он оказался у меня в руках. Не передать словами, насколько я был счастлив. Я ехал сюда с целью побить свой рекорд, и я этого добился. В 2015 году я сказал горбылю, что за ним вернусь, и я сдержал свое слово!

IMG 20180808 144735

IMG 20180808 144620

Вес рыбы был без малого два килограмма, что почти на 500 граммов превышает мой первоначальный рекорд. Для меня это была маленькая победа, которой я был безумно рад. Спасибо тебе, Абхазия, я не раз говорил, что ты чудесна, ты действительно страна души! И я обязательно приеду еще раз, ведь теперь у меня есть новая цель, которую, наверное, только здесь и можно осуществить!