Уже второй день как я приехал с рыбалки в горах, а у меня до сих пор "гудят" ноги...
Главная Войти
Статьи о рыбной ловле

Отправляясь в горы за форелью я решил по прибытию написать большой отчет о поездке, какой бы она не сложилась. Эта поездка не рядовая для меня - я впервые отправился на горную реку ловить форель, а потому перед отъездом решил запротоколировать все события, вот сей обет и выполняю.

В понедельник утром позвонил Гриша с вопросом, что я собираюсь делать в ближайшие 4 дня и предложением половить форельки. Я в общем-то, долго не думал и отказался – мол, дела, неделя рабочая только началась и все прочее… Но у же заваривая себе чашку кофе заметил, что меня страшно душит жаба: так давно я хотел половить форель, и теперь когда поездка «сама ко мне пришла» я от нее в силу разных обстоятельств должен отказаться. В общем, с «жабой» я не боролся, тут же ей покорился и, перезвонив Грише, согласился!

Намотал монолеску 0,16 Owner Broad на Exist Steez 2004, собрал «ареалы» в тубус, «занял» забродники у товарища, т.к. мои были дырявые (к слову, занятые забродники тоже оказались дырявые)…. и, едва не прозевав по собственной невнимательности день выезда, отправился к Андрею в Ростов, что бы там оставить свою машину, перегрузиться в Гришину Шниву и отправиться в путь.

И так, в полночь я в Ростове, а 7 утра мы уже спускали давление в шинах перед горной дорогой.

Дорога в горы заняла у нас часа 1,5, при этом, двигались мы не медленно, а в общем-то, со свойственным Грише напелевательским отношением к подвеске, достаточно быстро скакали по каменистой дороге укланяясь от лесовозов, спускавшихся вниз. И вот, добравшись до роскошной поляны, где горы раздвинулись в стороны, съехали в лес в направление реки. По дороге к стоянке нашего лагеря мы проезжали много замечательных мест для ловли: скальные выступы, врезающиеся в реку, по исключительной синеве воды выдающие свое присутвие ямы, стремнины с крупными валунами и прочие вкусности, кде обитает ручьева форель. Какие то места Гриша знал и в них ловил не раз, какие –то примечались для будущей ловли. Недалеко от стоянки нашего лагеря река тоже имела интересные места, которые мы посетили сазу же, только прибыв на место.

Первое что я подумал, когда подошел к реке – как здесь можно ловить? Точнее, нет – как здесь может кто-то водиться? Стремительное течение билось об выступающие камни, при этом глубина была совсем малая…Но вот, оказалось, что живет, и еще и клюет. Ручьевая форель. Но, что бы поймать первую рыбку, потребовалсь, конечно, время, что бы «въехать» в тему.

Мне, привыкшему все время ловить с плетеными шнурами, было непривычно пытаться управлять воблером на мнолеске, плюс, постоянно я вспоминал рассказы Гришы об оторванных приманках, ловить было стремно и я не мог сосредоточиться. А тем временем, Андрей ловит первую форель. Спрашиваю, на что – на Рапаловский CountDown. Я же по началу, в свойственной себе манере, стал перебирать воблеры в коробке, коих у меня немало, и пытаться ловить на все подряд – на 48 Поинтер, на Chabby minnow и на другие, хотя я располагал предварительными знаниями на что форель точно ведется. Перемещаюсь ниже, где берег более удобен для заброса, и решаю что негоже устаривать эксперименты с разным воблерьем, а надо поймать сначала форель на что-нибудь проверенное. Место, где я оказался было широким, с тихой и неглубокой обраткой у противоположного берега, а ближе ко мне начинался мелководный участок со стремительным течением. Я подумал, что если закину в обратку воблер, то там наверняка клюнет. С третьей попытки туда долетел только Смитовский D-Contact. Поклевки в обратке не последовало, а воблер быстренько смыло течение на мелководье. Я решил не выматывать сразу, а еще немножко «подергать» его в струе, как тут села форелька! Как она села я сперва даже не понял – на монофиле в таком течении вообще все ощущения смазаны – просто появилась пульсация на том конце. Забегая вперед, скажу, что через некоторое время я одаптировался к такому виду ловли и на монофиле стал распознавать, что там происходит с воблером. Значит, форель та взяла на границе обратки и струи. Смещаюсь ниже по течению всего какие то 5 метров, и забрасываю чуть выше по течению - угол проводки получается уже другой, и воблер проходит дальше от меня, - снова садится форелька, но мелкая совсем. Я окрыленный тем, что форель ловится, снимаю D-contact, ставлю что-то другое и вместе с Гришей отправляюсь по реке вверх. Идем на ямку, ловим на обратке, на достаточно глубоком участке с крупными камнями – у меня зеро! Гриша, однако, полавливает. Мда. Возвращаю проверенный D-Contact, но поймать таки не могу.

За обедом обсуждаем первую короткую рыбалку и я решаю потратить первый день не на эксперименты с воблерами, а на то что бы понять, где ловить форель, в каких местах ее нужно уговаривать, а какие проходить быстро, и в этот день день я больше воблер не менял, а ловил только на проверенный D Contact, который форель, без сомнения уважает. Надо сказать, что это принесло мне некоторое понимание темы ловли в рамках того участка реки, где мы находились.

Поев жаренных грибов, коих в изобилии было вокруге нашего лагеря, мы попрятали вещи в палатку и отправились вниз по реке. Первой точкой где я поймал, был большой валун, выступающий из воды, струи воды образовали за ним обратку. Я расположился выше по течению от этого камня и сделал заброс с поправкой на течение таким образом, что бы воблер снесло прямо за камень, где могла бы стоять форель. Но течение было для меня непривычно стремительное и воблер раза 3 проходил по неправильной траектории, сильно далеко от нужного места. Через 3 заброса я все же спозиционировался более правильно, и заброс удался – воблер вынесло прямо за камень и мне удалось сделать всего лишь пару плавных движений кистью – форель схватила тут же и началось вываживание. Если форель багрится за жаберную крышку, то протаскивая рыбку через поток, кажется, что там незаурядный экземпляр сидит. Так что вываживание – это то самое слово. Фотографирую рыбку и двигаюсь ниже. Удача на первой «точке» за камнем заставила меня искать похожие участки реки, где камни торчали бы из воды или были бы значительно крупнее тех, по которым течет река. Таким образом я настроился и отрабатывал только один тип «точек», не предпринимая попыток поймать в альтернативных местах. А таких мест было на реке много, их надо было просто заметить.

Так прошел первый день, в который я поймал 4 или 5 форелей, плюс несколько сошедших. Позднее, я научился вовремя предотвращать бешеные биения форели об воду что бы она не свалилась – опусканием вершинки спиннинга вниз. Тогда она не вылетает из воды и схода не будет. Так же полезными приобретениями в багаж знаний было следующее: даже при задеве за камень, не то что при зацепе, леска в районе узла или чуть выше повреждается, и уже не так прочна. И если воблер засядет среди камней, то шансы оторваться при небольшом услилии значительно высоки. Тем не менее, если леска прочная, то отпустив по течению немного лески, а затем потянув, можно освободить воблер, и прочности лески хватает для всяких там рывков при освобождении, что я и делал всякий раз. Один раз заметив, что леска легко рвется после контакта с камнем, я всякий раз при подозрительных случаях проверял леску на разрыв, просто потянув в разные стороны воблер и леску – не оторвался, значит дальше ловлю. Но чаще всего отрывался, и без особых усилий. И сразу понимаешь – засядь воблер на следующем забросе в камни, при первой же попытке вытянуть он просто оторвется. К слову сказать, ни один воблер не оторвал за 4 дня ловли, хотя засаживал часто. Один только эпизод был, когда бы я не вытащил – Андрей пришел на помощь, зашел в воду и отцепил воблер.

Второй день – самый интересный и познавательный по ловле, и самый трудный, в плане горного скакания, от того у меня и «гудят» ноги до сих пор.

Собрав вещи в палатку, мы двинулись на машине вниз по реке, на проверенные и известные Грише места. Первое место было, куда мы приехали, была долина небольшого иссушенного ручейка, впадающего в реку. Доехав на машине куда это было возможно, мы двинулись к реке через заросли папоротника среди высоченных сосен. Река в этом участке представляла собой довольно мелководный участок со стремительным течением с неглубокими приямками под обоими берегами. Вот из под «своего берега» форель за всю поездку поймать таки не удалось, за исключением одного эпизода, но и там приямок был на некоторой дистанции от берега, а не совсем перед ним. Возможно, мы просто неосторожно себя вели и распугивали рыбу, возможно просто регулярно бродившие вдоль берегов любители половить ручьевку на попловочку в проводку изрядно прорядили прибережные зоны… А вот с середины реки, из-под небольших валунов, она иногда поклевывала, размерчик только был маловат. Пройдя этот участок, мы добрались до так называемого «слива», когда перекат закончился, весь поток воды «сливается» в естественное углубление у скалы. Поймать в самой ямке нам не удалось, не оказалось воблера с нужным заглублением. Точнее воблер то был – D-Direct, но он на выходе из ямы начинал бешено стучаться лопатой об камни, а сильное течение и длинная лопата воблера не давала маневрировать им достаточно хорошо, и через пару проводок я отказался от затеи его использовать там. А вот на обычный D Сontact я поймал одну форельку на выходе из этой самой ямы. А чуть ранее меня, Андрей вытащил приличну ручьевку оттуда же, кажется на свой CountDown.

Переехав еще ниже по реке, мы спустились к месту, сложному в плане перемещения вдоль берега: повсюду были поваленные сосны, крупные валуны, да еще и старый топляк, которые нанесла река на образовавшиеся вдоль берега препятствия, - все это создавало сложности с перемещением. Под ногу попадались скользкие камни, а в тело то и дело впивались в торчащие во все стороны еловые сучки. Сам участок был с обилием крупных камней и достаточно глубоководный. Увидев знакомые по старой практике ловли голавля завихрения между струй и за камнями я стал позволять себе эксперименты с воблерами, однако поймать смог только на Смитовскую «Луну». Три затопленных огромных валуна внутри себя образовали зону со слабым течением, я расположился на большом валуне чуть выше этого шоколадного места и сделал заброс . Как только воблер попал в зону предполагаемой стоянки форели, между камней, я начал проводку твичингом, и тут же произошла поклевка! К сожалению, форель та свалилась,– она вышла на свечку, а я вовремя не опустил спиннинг вниз. А еще через пару забросов, произошла поклевка, но уже не между этих камней, чуть выше их: я кинул воблер таким образом что бы его течением снесло к камням, но закрыв дужку после заброса я понял что там уже сидит рыба.

Обратный путь к машине по реке было решено делать по дороге а не вдоль берега, и выбираться пришлось по крутой горке верх. К счастю, почти всегда можно найти «козью» тропу, по которой животные спускаются к реке, по ней забираться и спускаться несколько легче.

Следующим местом была классная и глубокая яма, выход из которой был пологим и без крупных камней. Вот там Смитовский D Direct был в самый раз! На первом забросе я поймал маленькую форельку, размером с воблер, а вот на следующем, прямо на середине ямы произошла бешенная хватка! Форелька была на вид граммов на 250, и вываживать ее доставило мне значительное удовольствие.

Спускаемся еще ниже по реке, на следующее место. Теперь, что бы спуститься к речке нужно было эстримально скатиться по склону горки а потом пройти по папортниковым зарослям в которых куча поваленных деревьев и трухлявых веток – идешь по своего рода настилу, гланое не провалиться!

На этом участке был достаточно протяженный скальный выступ с нашего берега, а под ним - ямки. Основной покток реки от ямок отделяло сильное течение. Там где скала выдавалась вперед, была удобная полочка, я расположился на ней. Подо мной, была ямка, я закинул D Contact за струю, и когда он прошел эту струю, опустил спиннинг вниз и начал проводку твичингом. И прямо уже под скалой произошла поклевка и форель забилась на том конце. Вообще, место меня впечатлило сильно. Ямка достаточно длинная и ловить на том участке можно было значительно дольше, но солнце уже скрылось за горы и до сумерек надо было вползти на гору.

Находились мы за этот день хорошо, но и форели поймали больше чем в предыдущий. Я смог поймать 8 форелей.

На третий день, проснувшись, мы увидели небо затянутое тучами - был явный перелом в погоде.

Мы решили отправиться на поиски новых мест, вверх по реке. По ходу движения, где это было возможно, мы просматривали реку с дороги, и если участок оказывался интересным – находили спуск к нему и ловили там и в его окрестностях.

Одним из таких участков был коротенький но широкий плесик с относительно тихим течением. Глубина была тоже относительно небольшая, и я стал искать подходящий воблер в своей коробочке. Первое, что я поставил исходя из характеристик – Jackall Flat Fly 50SP, и на втором забросе поймал форель. Гриша, стоявший выше меня тоже поймал на Twinkle. Flat Fly отлично держит течку, идет не глубоко и прекрасно подошел к такому месту.

Затем, мы добрались до красивейшего места с обилием сменяющих друг друга перекатов, ям и плесов. Предполагаемых мест стоянки форели там было предостаточно, одно интересней другого. А вот с рыбой мне там не сильно повезло. На все протяжении этого волшебного участка я поймал всего лишь 1 маленькую форельку, и была еще пара нереализованных поклевок. Забравшись еще выше в горы и проехав последний горный поселок, состоящий из десятка изб и вертолетной площадки, мы миновали брод и поехали по реке. Тут река уже делилась на не широкие рукава, шириной не более 5 метров. Вершины гор были уже не такие высокие и недостижимые, часть из них тонула в облаках. Солнце куда-то исчезло, царила мистическая атмосфера.

В рукаве, что тек под высоким обрывистым берегом я нашел приямок с нависшими над ним ветками дерева и, расположившись как можно дальше от воды, сделал заброс под ветки. Тема-то мне знакомая – почти «крынковская» джакузи! После заброса я просто удерживал воблер на течении, который перемещался по дуге, и где-то на середине потока форель клюнула. Далеко пройти мы вверх по рукавам не смогли – солнце село, надвигались сумерки, а перемещение по берегу было затруднено завалами из деревьев и иногда отвесными берегами с непроходимлой в забродных сапогах глубиной, и мы вернулись к машине, что бы «доловить» сколько хватит времени до темноты. Там поймали еще по форельке, и стали возвращаться в лагерь.

Дождь, запланированный метеобюро, так и не случился, дав нам спокойно посидеть у так и неразгоревшихся сырых дров, за котелком из супа с грибами и тушенкой и обсуждением прошедшей рыбалки.

Наступил завершающий поездку день, утром собрали лагерь и отправились вниз, намереваясь останавливаться и ловить в интересных местах. Небо вновь было затянуто тучами, такие изменения в погоде отражались и на поведении рыбы. Форель ловилась еще хуже, чем в предыдущий день. С самого утра, в районе лагеря, пока солнце светило, я умудрился поймать форель, а вот в течение всего дня – так ни одной не поймал! Поймал только в самой финальной точке, где река бурным потоком течет по глубокому ущелью, а за всем этим имеется широкое и непротяженное мелководье с канавкой у противоположного берега. Я спозиционировался выше по течению, у бурлящего потока, и делал забросы вниз по течению под противоположный берег, так, что бы воблер упал прямо в канавку. Далее, я делал несколько плавных рывочков и воблер попадал в струю, а затем с из струи – на это самое млководье. На этой границе и были поклевки, всего две: первая форель сошла через пару секунд. Но через пару проводок произошла еще одна хватка, и на вываживании я понял, что это самая крупная из всех мною пойманных рыб за эту поездку. Так и оказалось, форель была и на вид крупнее, чем другие, на весах она оказалась 350гр. Солнце, к сожалению, уже скрылось за вершинами, и надо было собираться. Тем более, что путь домой предстоял не близкий, плюс еще спуститься с гор. Я был полностью удовлетворен рыбалкой. Несмотря на то, что целый день не клевало, настроение было приподнятое – на финальном часе рыбалки поймал такую форель. Таким образом, впечатление от поездки осталось самым позитивным.

Спустившись с гор, в первом же населенном пункте мы сделали остановку, перекусили, и двинулись домой. Как пролетело время в дороге – не помню, почти всю дорогу я проспал на заднем сиденье. Теперь вот, сижу дома перед ноутбуком с чашкой чая и младшим сыном на коленях и дописываю сей отчет. Сын требует немедленно поставить мультик, ноги продолжают «гудеть» в коленях, а в голове стоятся планы на ближайшую повторную поездку в горы.