Терский берег: бархатный сезон
Главная Войти
Статьи о рыбной ловле

Терский берег: бархатный сезон

Золотая осень на Терском берегу - красивейшее время года. Золото берез, багрянец осин, зеленые пики елей, оранжевые тарелки подосиновиков на белой подушке ягеля, ягодные россыпи на цветастом ковре осенней тундры, гортанный клик гусиных стай, отлетающих к югу, и при всем этом интересная и азартная рыбалка. Рыболовное путешествие по берегу Белого моря и возможность половить на различных реках всегда интересны. Чапома, Стрельна, Чаваньга, Пялица - именно те места, на которых удается половить рыбу, что называется, наедине с природой, потому что здесь нет мобильной связи, нет моторных лодок и мало людей. Поэтому, как только появилась возможность, мы с друзьями отправились сюда за приключениями.

Автомобильный пробег Москва-Умба, учитывая состояние наших дорог, всегда происходит на грани экстрима. Не нужны специальные стенды для испытания ходовой части автомобиля, шедевры нашего ав-тодора дешевле и надежнее в этом плане. Малолитражки, джипы и лесовозы -все здесь равны. Неудивительно, что на одном участке ось старенького прицепа не выдержала нагрузки в виде экстремальной вибрации и одному экипажу пришлось ночевать на дороге в автомобиле, а другим участникам экспедиции искать техническую помощь. Подобные приключения отлично скрашивают монотонность дороги. В поселке Умба - ночевка в местной гостинице, а в меню - свежая семга, жареная оленина с моченой брусникой. Все расслабились - мы уже на севере. Утром - переезд до реки Варзуга, переправа через нее, здесь же встретили единомышленников из Таганрога, которые возвращались домой усталые, но довольные. Вопросы, ответы, и мы уже в курсе последних рыбацких новостей и местных особенностей ловли. Рыбалка началась.

Индера

Река Индера протекает в Мурманской области, впадает в Белое море. Длина ее составляет 36 км, площадь водосборного бассейна 225 км2. Еще дома в ожидании поездки мы рассматривали будущий маршрут на просторах интернета, читали скромные отзывы тех, кто уже побывал в этих местах. Наш маршрут проходил по берегу моря во время отлива. После нескольких часов пути в КУНГ"е (кузов унифицированный нормальных габаритов (закрытого типа)) ГАЗ-66 мы заночевали в старой избушке бывшей рыбацкой тони, которая, вероятно, помнила еще революцию. Вечером море было в нескольких десятках метров от порога, берег устилали длинные листья морской капусты и кусты пузырчатки, а утром море оказалось у самого порога. Прилив. Значит, есть время проверить реку. Река Индера достаточно доступна и известна многим нахлыстовикам. Но наше утреннее путешествие вдоль нее прошло впустую. Красиво, много грибов, ягод, следы пребывания медведя тут и там, но воды мало, и рыба себя никак не обнаруживала. Как выяснилось позже, устье реки перегораживала длинная сеть. Начало немного обескуражило.

Чапома

Это село в Терском районе Мурманской области, все население которого составляет 132 человека. Оно входит в сельское поселение Варзуга. Расстояние от районного центра - около 300 км. Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. Село расположено на берегу Белого моря, в устье реки Чапома. В селе имеется рыболовецкий колхоз. Промышляют гренландского тюленя и семгу. В 10 км от села находится геоморфологический памятник природы федерального значения - самый большой по протяженности и по высоте падения воды на русском Севере водопад на речке Чапома. К нему от одноименного поселка проложены тропы. В ложе реки гранито-гнейсами образованы четыре уступа, самый нижний возвышается над стрежнем реки более чем на 20 м. На всем протяжении каскада водопадов местность выглядит исключительно живописной, дикой благодаря чрезвычайно бурному течению воды и нагромождению глыб и валунов. В охранную зону входят русло реки протяженностью 500 м и участки берега шириной 1 км.

Здесь мы приобрели первые путевки на спортивную ловлю рыбы в ближайших реках, но только в тех, где была разрешена ловля нахлыстом и спиннингом. Большая часть лицензий предполагала принцип «поймал - отпусти»; несколько рыб разрешалось взять с собой, чтобы разнообразить стол. Времени на путешествие было в обрез, поэтому водопад решили посетить в следующий раз. А пока солнце не скрылось за горизонтом, взяли снасти и поспешили на реку. На новом месте мы рассматриваем панораму, восхищаемся невероятными красотами, пестрыми красками листвы на противоположном берегу, любуемся игрой струек воды и солнечных зайчиков среди камней, рассматриваем ягоды черники, свесившиеся с кустика над водой, и нескольких мотыльков ручейника, спрятавшихся между прибрежными камнями.

Руки тем временем механически совершают привычную работу: заброс, выбор шнура или подмотка его катушкой, изредка намечаем взглядом сектор следующего заброса. Река не очень широкая, с удобными пологими берегами. Глубины здесь небольшие, поэтому удобно ловить и с берега взабродку. Дно реки устилают мелкие камни, чередующиеся с одиноко стоящими валунами или с их группами. Местами встречаются косы с песком. Спиннингисты и нахлыстовики разошлись в разные стороны в поисках своего рыбацкого счастья. Каждый хочет первым поймать рыбу, но приходится менять приманки, место ловли, подниматься вверх по реке. Лицензионный участок достаточно длинный, здесь немало мест, где можно найти рыбу. Порой встречаются сопки с обрывистыми берегами, под ними - глубокие ямы, а на выходе из них - песчаные косы. Тишина изредка нарушается свистом крыльев спешащих на ночлег уток или мелодичным карканьем огромного черного ворона, облетающего свои владения. Ему здесь есть чем поживиться, тут и там на берегу виднеются останки погибшей горбуши. Ее миссия выполнена, теперь ее плоть насыщает местных падальщиков. Вечер прошел впустую - мы больше изучали реку, чем ловили на ней, зато следующий день принес несколько трофеев. И нахлыстовики, и почти все спиннингисты ушли от нуля. Несколько кумж среднего размера порадовали поклевками - на ужин хватит, но семга никак себя не проявляла. Ранним утром расходимся к намеченным с вечера перспективным точкам. Мы с Антоном отправились к яме под обрывом. Утренний туман еще стелился над рекой, а солнце едва угадывалось за сопкой. После нескольких забросов услышал радостный воскпик товарища. Он отступал на галечную косу, а стремительная «торпеда» резала воду то вверх, то вниз по течению. Вот она почти у берега, Антон наклоняется, чтобы схватить ее за хвост, но в это время раздается хруст, и рыба в фонтане брызг уходит на струю. Непонятно, что случилось. Мой приятель пытается фиксировать плетеный шнур руками и вновь пятится назад. Катушка болтается в воздухе отдельно от удилища - сломалась ножка. И смех и грех. Рыба вот-вот уйдет, и я бегу к товарищу на помощь. Через несколько минут рыба нехотя выползает на берег, придерживаемая мною за хвост. Отличный экземпляр, потянет на 6 кг. Взяла на вращающуюся блесну с лепестком сиреневого цвета, которая осталась после камчатской рыбалки.

Пока он ходил к лагерю за другой катушкой, я начал методично облавливать пул. За спиной послышался шорох. Рядом с берегом - заросли ивы с медвежьими тропинками, здесь следует держать ухо востро. Краем глаза улавливаю шевеление. Это лемминг. В этом году у них пик рождаемости, тушки этих животных встречаются достаточно часто. Лемминг не видит меня, приближается ближе, еще ближе. И вот он у меня под ногами, залез на ботинок и несколько минут смотрит в воду. Я направил объектив фотоаппарата, висевшего у меня на груди, на зверька. Он уловил движение и пулей кинулся в воду. Течение подхватило и понесло его за поворот. Делаю очередной заброс. Чувствую зацеп, подсекаю, и над водой в прыжке появляется семга. Вот и я от нуля ушел. Достаю свой трофей, фотографирую его, заполняю путевку на поимку рыбы и, захватив спиннинг товарища, ухожу к лагерю. На сегодня семги хватит. После завтрака беру нахлыстовый одноручник 7 класса и отправляюсь вверх по течению в надежде половить хариуса. Начинаю с Woolly Ваддег"ов, меняю цвета, но результата нет, только проверенный Red Tag сработал. Моими трофеями стала кумжа около 150 г и примерно такого же размера ручьевая форель. Обе рыбы отпущены в воду.

В тот день почти все поймали рыбу. Вечером, почти в сумерках, мы пытались обловить интересный морской порог в устье реки, рядом с деревней, но там ничего не увидели.

Стрельна

В XVII в. это была промысловая семужья тоня Соловецкого монастыря (изба и амбар). В 1846 г. здесь поселилась семья Котловых (девять человек), в 1855-м - тут уже было пять дворов и 33 жителя. Летом того же года деревня подверглась нападению англо-французской эскадры и почти полностью сгорела. В 1900 г. в селении насчитывались 10 крестьянских дворов и 71 житель.

Река Стрельна находится в десятке километров от Чапомы. На берегу располагается специализированный рыболовный лагерь с домиками для клиентов, а длина участка всего 1 км. Рельеф дна и берегов скалистый, с острыми выступами, много порогов и «обраток». Интересное место для тех, кто любит «читать» реки и искать места стоянок рыбы. Говорят, что больше всего семги сосредоточено как раз на участке длиной 1 км, где стоит лагерь, поэтому рыбалка здесь очень насыщенная. Но лицензий на ловлю в этой реке у нас не было, и, сделав несколько десятков фотоснимков на фоне реки в скалистых берегах, мы отправились дальше.

Югина

Югина - еще одна небольшая речка недалеко от Чапомы. Длиной ее - 44 км, площадь водосборного бассейна - 210 км2. Протекает в Мурманской области, впадает в Белое море.

Семги мы в ней не нашли. Остановились на несколько часов, чтобы подняться на десяток километров вверх от устья. Поймали и отпустили несколько некрупных кумж. Сработали колеблющиеся блесны серебристого цвета и серебряные с черной спинкой. Был отлив, возможно, поэтому рыба не поднималась вверх. Эта река может оказаться интересной для любителей одноручных удилищ или легких спиннингов. На нижнем участке, перед самым устьем, со слабым течением и большой глубиной тоже было несколько выходов на небольшую колеблющуюся блесну Mifine серебристого цвета. Кумжа проводила блесну почти до самого уреза воды и вернулась обратно. Красиво, интересно, но, видимо, в следующий раз повезет больше. Даже местные говорят, что в этом году низкая вода, рыба (так поморы называют только семгу) не заходит в реки.

Чаваньга

Эта река бассейна Белого моря в Мурманской области протекает в восточной части Кольского полуострова. Длина ее -около 50 км, ширина-до 40 м у истока, глубина-до 20 м. Она берет начало в северной части озера Нижнее Ондомозеро и впадает в Белое море, недалеко от села Чаваньга. Питание в основном снеговое и дождевое. Долина реки лесистая и заболоченная. Она служит истоком значительной водной системы озер: Верхнего, Среднего и Нижнего Ондозера (исток левого притока Вересовки) и озера Жилина (исток одноименной реки). На реке расположено множество порогов, а в 17 км от устья реки на территории Терского района расположен трехкаскадный водопад, являющийся с 15 января 1986 г. геологическим памятником природы России. Высота каскадов (начиная от самого верхнего) - 2,5; 3 и 4 м. Это один из 12 природных памятников Мурманской области. Примерно через 12 км от истока река делает резкий поворот на юг и входит в каньон с высотой стен до 30-40 м. Чаваньга имеет рыбохозяйственное значение, наиболее распространена здесь семга.

Эта река нам понравилась сразу, и здесь мы провели несколько дней. Широкие плесы чередуются с узкими и быстрыми участками. Каждое утро мимо нашего лагеря проходил вверх и вниз по реке приезжий нахлыстовик из Санкт-Петербурга. Он останавливался, чтобы расспросить о наших успехах, выпивал предложенную чашечку кофе и рассказывал об особенностях здешней рыбалки. От него мы узнали, что хариуса тут нет, за ним надо подниматься прилично вверх, а кумжи и семги здесь хватает, главное - попасть на их заход. Эта река каждого из нас наградила рыбой, попадались и кумжа, и семга. Точно вычислить, на что брало чаще, а на что реже, было невозможно. Создавалось впечатление, что если попал рыбе под нос, будет поклевка. На-хлыстовики всю пойманную рыбу отпускали, на еду хватало того, что приносили спиннингисты. Несколько раз на крючок попадалась горбуша. Она стояла в засаде на тихом течении, постепенно скатываясь вниз. Местами сквозь полуразложившуюся плоть виднелся скелет, тем не менее она старалась сжать челюстями все, что двигалось и могло бы причинить вред ее икре и малькам. Приходилось ее отцеплять, отпуская обратно в воду, оставленная на берегу она могла своим запахом приманить медведей, а с их присутствием мы сталкивались практически на каждом шагу, даже в виде парящих ягодных холмиков. Но азарт - великий двигатель для энтузиастов. В одном месте у нашего товарища после поклевки и ликования пришло разочарование. На берег была извлечена горбуша-мама, причем с полным брюхом созревшей икры. Что-то сбилось в ее нерестовом графике, потому что все ее родственники уже выполнили свою миссию. Наше меню пополнилось бутербродом с икрой к утреннему чаю. Осенью, впрочем, как и в другое время года, погода в этих краях кардинально меняется за полчаса - то солнце, то ветер и дождь. Впрочем, это никак не влияло на наш энтузиазм, только фотографии в пасмурную погоду получились не такие яркие и привлекательные. Зато в пасмурную погоду попадались более крупные экземпляры «серебрянок», только что поднявшихся с моря. И когда настало время покинуть этот лагерь и ехать дальше, нахлыстовики с двуруч-никами решили остаться здесь. Им здесь нравилось все - и красота здешних мест, и активность бьющейся на шнуре рыбы. Пришлось их просьбе уступить и забрать их через несколько дней на обратном пути.

Пялица

Это селение терских поморов, в XVI в. владеющих тоней на границе с землями терских лопарей. В 1701 г. шведская эскадра Карла Леве разорила Пялицу, где было 11 крестьянских дворов, и соляную варницу Воскресенского монастыря. В 1772 г. Пялицу посетил академик И. И. Лепехин, в 1837-м - академик К. М. Бэр. В 1863 г. на средства Синода построена церковь во имя Николая Чудотворца. По описи 1871 г. в Пялице было 29 жилых домов, 170 крестьян; скота: крупного рогатого-44, овец - 94, оленей - 160. В 1900 г. открыта школа грамоты. В начале 1915 г. в селе проживало 310 человек. После перестройки в конце XX в. Пялиц-кий рыболовецкий колхоз объединили с чапомским. Скот и техника были перевезены в соседнее село. Закрылись клуб, школа, магазин, медпункт. Село оживает только летом, когда в отпуск или просто на отдых в заколоченные дома приезжают их владельцы, живущие зимой в городах.

Когда мы подъехали к устью, недалеко от берега мужичок проверял небольшую сеть. Вытащил две рыбы. Попытка выжить в условиях новой жизни для современных поморов часто стоит на грани закона. Работы нет и уехать некуда. Это крайняя точка нашего автопутешествия. Она находится примерно в 30 км восточнее реки Чапомы. Дальше можно путешествовать только на лодке. Широкое скалистое устье реки с селением, расположенным на высоком левом берегу. Едва подъехали к палаточному лагерю, как вся команда высыпала на берег в поисках первого трофея на этой реке. В одном месте мне показался интересным участок, зажатый между двумя скалами и переходящий в каскад микроводопадов. На третьем забросе почувствовал зацеп и мерное подергивание удилища. Есть рыба! Стараясь не привлекать внимания друзей-конкурен-тов, подвожу ее к берегу. Мерно поскрипывает фрикцион. Вот она почти у берега, пытается укрыться за скалой то с одной, то с другой стороны и бьется головой о гранитную поверхность, пытаясь освободиться от крючка. Видно, все же рыба обладает не только рефлексами, но и способностью соображать. Через несколько минут она на берегу. Это оказалась семга около 5 кг. Еще на прошлой стоянке я снабдил тройник красной шер стяной ниткой, и она сработала. Через пяток забросов попадается некрупная кумжа. Спускаюсь по уступу в скале ближе к устью и ловлю еще пару некрупных кумж, а потом как отрезало. Посмотрел на крючок и обнаружил пропажу красной шерстинки. Может, все-таки в ней был секрет? На удивление, в этот день никто ничего не поймал.

В следующие дни мы обследовали русло вверх и вниз по течению. В верховьях река более ровная, с заросшими ку старником мелкой ивы и карликовой березы берегами. Утром на том же самом месте мне удалось подержать еще одну семгу, но всего несколько секунд из-за перетянутого после зацепа фрикциона. Она была гораздо больше первой, я увидел только мощную спину и мелькнувший бок. Еще вечером я снабдил каждый крючок на тройнике алыми шариками от обрывка силиконовой приманки, валявшейся в коробке. Может, опять сработало? Но больше поклевок не было. Кумжа клевала регулярно, а вот семга шла вяло, да и то сильно «лошалая». Яркое солнце, и клева нет. Но все же можно сказать, что основными рыболовными участками были сектора возле скалистого устья, вплоть до большого камня в месте впадения притока Пялки, около которого каждый получил поклевку. Возвращаясь домой, мы вспоминали наиболее яркие моменты этой поездки. Моя самая крупная кумжа потянула на 2,2 кг. Олег рассказал о кумже, в брюхе которой оказались два проглоченных лемминга. Кто-то не мог забыть маленький плес на ручье, где на каждой проводке по несколько раз блесну жадно атаковали кумжи, пока одна из них не цеплялась на крючок. У каждого была своя история этой рыбалки, и замечательных моментов в ней было немало. Если все сложится удачно, мы сюда вернемся вновь.

Евгений Кузнецов
Рыбачьте с нами 9/2012

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту