Гольцы Арылаха
Главная Войти
Статьи о рыбной ловле

Гольцы Арылаха

Алексей оказался везунчиком -
первого гольца поймал он

Зима - всегда некое подведение итогов предыдущего летнего сезона и построение планов на будущее. При этом вспоминаются самые яркие эпизоды последних рыбалок, когда эмоции бушуют, бьют фонтаном, а обидные неувязки забываются и незаметно уходят в подвалы памяти. Рассматривая с друзьями фотографии прошедших рыбалок и отвечая на их вопросы, я переживаю события вновь и вновь.

Таймыр для европейского рыболова - нечто совсем далекое, почти неосязаемое, эфемерное и загадочное. Изредка в рыболовной прессе проскакивают отчеты счастливчиков с ярко-оранжевыми трофеями в руках. Заманчиво, но недосягаемо. Но, если о чем-то сильно мечтаешь, мечта обязательно сбывается. Когда есть цель, все остальное - лишь мелкие помехи на пути к главному. Видимо, так случилось и со мной.

Навстречу мечте

Хатанга, Кунгасалах, Арылах - слова не из нашего мира, но именно там обитает загадочный голец, ради поиска и поимки которого планировалась наша экспедиция.

На дворе июль,
а на озере Кунгасалах стоит лед

Впереди только рыбалка

Для моих товарищей это была разведка нового туристского маршрута, поиск перспективных мест ловли арктического гольца (мальмы) и выявление наиболее эффективных приманок и снастей для его ловли. Для меня данная поездка означала новое личное географическое открытие на необъятных просторах страны, ну и конечно же возможность необыкновенной рыбалки.

В первом перевалочном пункте - Красноярске - температура воздуха была +15°С, и наши разгоряченные московской жарой фигуры в рубашках с короткими рукавами привлекали внимание сибиряков. Ради одной ночевки в местной гостинице распаковывать багаж, завернутый в полиэтилен, где хранились теплые вещи, было лень. Утром нас ждал еще один перелет. В Хатанге было всего +9°С, но комары мгновенно облепили нас. Еще бы, ведь все местные ходили в куртках. Очередная ночевка в гостинице, и мы уже на борту вертолета. Непривычная безлесая тундра с многочисленными озерами, ручьями, речками притягивала взгляд, хотелось фиксировать эту красоту фотокамерой снова и снова. В наших планах обловить пару крупных проточных озер Кунгасалах и Арылах и сплавом по реке Новая выйти к морю Лаптевых. Затем, пройдя вдоль его побережья, попытать счастья в морской рыбалке. Готовясь к поездке, я прочитал в справочной литературе, что здесь водятся озерные, озерно-речные, проходные формы гольца, голец Дрягина, а еще муксун, хариус, налим, чир и омуль. Несколько часов полета, и мы приземляемся на мысу озера Кунгасалах, возле вытекающей из него протоки. Вся середина озера покрыта льдом, лишь вдоль кромки имеется около 200 м открытой воды.

Суровый край неописуемой красоты

Перламутровый красавец
еще не верит
обретенной свободе

Заготовки на зиму:
здесь сушат бревна и рыбу,
выловленные в озере

Быстро ставим лагерь, и скорее на воду. Непривычный пейзаж с торосами голубого льда на берегах притягивает взгляд, хрустальная вода просматривается на десяток метров. После задыхающейся в дыму пожаров столицы здешняя красота с чистейшим синим небом кажется необыкновенной. Кто-то из нашей команды ловит с лодки, другие - с берега, но к обеду итог равный у всех - ни одной рыбины. Белая ночь обозначается лишь пеленой облаков, скрывающей солнце, а днем над нами - чистый бездонный купол неба. Во время еды на соседнем склоне заметили небольшой табун северных оленей, которые вышли из-за сопки к нашему лагерю и, не ожидая подвоха, медленно спустились к протоке. Для них это был привычный, быть может, многовековой маршрут, протоптанный предками. Вечером решаем пройтись по озеру с эхолотом. Но времени у нас в обрез, впереди предстоит серьезный маршрут, в конце которого, по словам встречающей стороны, нас ждут арктические гольцы за 10 кг, поэтому не стоит долго задерживаться на здешней рыбалке. Но мы пытаемся хоть как-то соблазнить местную рыбу, предлагая ей всевозможные колеблющиеся и вращающиеся блесны и воблеры. Забрасываем снасти с берега и с лодки, меняем "матросов", сидящих в лодке, на "пехотинцев", бороздящих берег, позволяя каждому испытать себя в различных условиях. У "матросов" преимуществ больше: можно ловить и с отмели на глубину, и обратно. При этом прозрачная вода позволяет видеть не только камни на дне при глубине до 4 м, но и особенности игры приманки. При очередном забросе на фоне подводных камней заметили некрупную рыбу, которая преследовала приманку до самой лодки. Белые кромки плавников, отчетливо видимые на глубине, подсказывали, что это голец, но, к сожалению, не наш. Что-то мы делали не так или приманки не слишком привлекательны для него.

Гремят заветные приманки в коробочках, каждый старается угадать, что предпочтет первая, пусть и некрупная, рыбка. Но все попытки тщетны.

Надежная снасть, подобная KANDO от Norstream (на фото) - залог успеха.
Голец - рыба бойкая

Утро оказалось мудренее и принесло удачу: под самой кромкой льда в дальнем конце озера был пойман единственный голец - палия. Его оранжевую окраску не спутаешь ни с какой рыбой. Вскрытие показало, что его брюшко плотно набито крупным, до 1 см, боко-плавом. Может, поэтому он и не брал? Я решил в тот день ловить на протоке, и моим "трофеем" оказался пестрый малек с палец величиной, видимо, того же гольца, которого я удачно сфотографировал среди камней.

На озеро Арылах приплыли ночью. Нас поразили просторы и почти полное отсутствие льда. На месте первой же стоянки озеро порадовало уловом. Едва мы высадились на галечном берегу, чтобы размять ноги и сделать пару забросов, как в нескольких шагах от берега заметили бурун, набегавший на берег. Казалось, что акула атаковала приманку; для полной достоверности не хватало лишь торчащего над водой плавника. Подобное я видел только в фильме, где касатка охотилась за котиками на побережье Камчатки. Скоростная атака на отмель, и объект охоты бьется в пасти чудовища. Пока я размышлял, послышался радостный крик, и спиннинг упруго закивал вершинкой в сторону воды, плетеный шнур стал стремительно резать воду, выписывая замысловатые фигуры то в паре метров, то в 50 м от берега. Пауза томительно затянулась. Вся команда продолжала автоматически вращать ручки катушек, не сводя глаз с процесса единоборства. Наконец, трофей выведен на берег.

Арктический голец

Медные колеблющиеся блесны
оказались самыми востребованными

Голец, а это был именно он, не очень крупный, около 3 кг, но весьма ретивый и стремительный. Первой сработала медная колеблющаяся блесна "Фламинго" компании "RB". У меня такой не оказалось, поэтому цепляю первую попавшуюся "медяшку" в виде 30-граммового Hammer от Abu Garcia с алым краем. Спиннинговое удилище Kando далеко и хлестко отправляет блесну в полет. Где-то там, за дальней бровкой, обитает мое серебристое счастье. На первой же проводке почти у самого берега возник бурун, и прямо на глазах произошел мощный удар с разворотом. Фрикцион зажужжал, стремительно сматывая леску. Пожалуй, такой шустрой рыбы я еще не ловил. Родственница гольца - семга ведет себя иначе: совершает свечки, стремительно стартует вверх и вниз по течению.А здесь в стоячей воде рыба борется мощно, зло и азартно, блесну заглатывает почти до глотки. Едва я вытащил свой трофей, как сразу у двоих моих друзей произошла поклевка. Остальным приходится быстренько сматывать снасти, чтобы не мешать борьбе.

Без поклевки на этот раз не оказался никто. Самый крупный голец был за 5 кг. Мы впервые внесли новый вид в свою виртуальную таблицу рекордов. Единственное,что нас несколько смущало, окрас рыбы - не оранжево-красный, какой мы видели на страницах рыболовных журналов в руках других счастливчиков, а светло-серый с перламутрово-зер-кальным отливом и белыми пятнами на теле. Естественно, основную часть наших трофеев мы аккуратно реанимировали после вываживания и отпустили на свободу, взяв лишь пару на пропитание, для ухи и засолки. Хотя местные рыболовы не понимали наших действий. Здесь порядок иной: добыл - забрал. Жирное, оранжевое мясо оказалось нежнейшим деликатесом, с которым норвежская магазинная семга не выдерживала сравнения. Мы возвращались на этот счастливый мысок и днем, когда клев был уже несколько слабее. Пытаясь поймать что-либо другое, я ставил вращающиеся и колеблющиеся блесны, но результат был один - только голец.

Тогда мы еще не знали, что приближалась резкая перемена погоды, когда ясное небо сменяется ночными штормами с ливнями, а солнце надолго закрывается тучами. Поймали массу гольцов, но порог в 6 кг так и не был преодолен. Голец ловился только на галечных косах, со дна, рядом с ямами глубиной 4-6 м. Поклевки чаще происходили у самого берега почти в прибойной волне. Самыми востребованными оказались крупные медные, красного цвета колеблющиеся блесны с размашистой игрой. А на "вертушки" и воблеры рыба не реагировала, поэтому мы постепенно отказались от экспериментов с другими приманками.

Белая полярная ночь расхолаживает команду. Можно ложиться спать когда угодно и вставать, когда захочется. Только не совсем ясно, сколько ты спал - полчаса или полноценные восемь. На одной из стоянок часть команды ушла на лодке, а часть осталась на берегу. Когда мы вернулись после нескольких часов ловли, в лагере нас ждал шикарный ужин из отборного хариуса. Оказывается, он жировал здесь, рядом с лагерем, в паре метров от берега на песчаном мысу и клевал одинаково хорошо на мушку, стример, "вертушку" и мелкий воблер. За полчаса можно было не только утолить страсть, но и утомиться от подобной рыбалки, когда рыба клюет на каждой проводке.

Палия

Сорвавшись с крючка
рыба обрела свободу

Палия ловилась только с лодки на глубинах 3-6 м, причем только там, где на дне виднелись крупные одиночные камни. На песчанике и галечнике искать ее было бесполезно. Яркое солнце, пробивающее прозрачную воду, позволяло наблюдать, как рыба вяло преследовала приманку почти до самой лодки. И лишь в последний момент, когда блесна начинала подниматься вертикально, следовала стремительная атака с разворотом, причем в случае промаха порой происходило непроизвольное багрение за жаберную крышку, а иногда за спину хищника. Через несколько часов активного клева она перестала быть для нас чем-то загадочным. Палия достаточно часто атаковала те же 10-12-сантиметровые колеблющиеся блесны, на которые мы ловили гольца. Но стоило Николаю поставить некрупную 6-сантиметровую приманку, окрашенную в какие-то несуразные салатово-бежевые тона, как почти каждая проводка стала завершаться трофеем. При выходе в реку вращающиеся блесны атаковал мерный хариус с огромным, но неярким парусом. Его стайки стояли в канавках и ямах, промытых под самой кромкой берега. Каждая рыба была длиной примерно по локоть, отличались они только шириной тела и упитанностью. При почти одинаковом размере попадались особи от 400 г до 1 кг. Самой востребованной блесной оказалась серебристая "вертушка" Mepps № 3 с алыми точками. Но мы-то приехали за гольцом, поэтому, наловив хариуса на ужин, принялись пробивать ямки тяжелыми блеснами. И на одной из ям на широкую медную блесну попался-таки крупный ярко-оранжевый голец. Казалось, мы подобрали ключ к своей удаче Но этот трофей оказался последним в нашем походе.

Слом погоды застал нас ночью на реке в виде долгого моросящего дождя. Ветер то усиливался, то ослабевал. Выйдя к морю, в Хатангский залив, мы простояли трое суток рядом со стойбищем долган. Этот этнос сформировался всего четыре века назад из эвенков, саха, тюрков, энцев и русских. Причем у многих из них русские фамилии с казачьим наследием - Поротовы, Есауловы, Громовы. Занимаются они лишь рыбалкой летом и охотой с капканами зимой. Здесь мы впервые попробовали национальную пищу: сушеного муксуна - юколу, вяленого гольца и вкуснейшую жирную уху из чира. Именно долгане подсказали, что самый хороший ход рыбы происходит дважды за сезон: в начале июля и в конце августа. В это время массово проходит вверх и вниз по реке крупный голец.

Но все даже самое хорошее когда-то кончается, и приходится возвращаться домой. А дома вспоминать чудесный июль, где искрятся ледяные торосы на загадочном озере Кунгасалах.

Евгений Кузнецов, Рыбачьте с нами 2/2011, №143

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту