Проблемы с удилищем? Поможем!
Главная Войти
Интервью Norstream

Проблемы с удилищем? Поможем!

Петр Михайлович Моталов, один из крупнейших в России специалистов по рыболовной матчасти, рассказывает о наиболее распространенных видах ремонта и тюнинга современных углепластиковых удилищ в сервисном центре компании "Мир рыболова", советует, как лучше поступить в случае поломки, и вспоминает разные курьезные случаи.



Дмитрий Баличев: Вот типичная ситуация: на рыбалке у меня ломается удилище. Я не разбираюсь в тонкостях ремонта. Каковы мои действия?

Петр Моталов: Лучше всего оставить все как есть и впоследствии привезти удилище в мастерскую, не предпринимая попыток отремонтировать его самому. Но когда ловить больше нечем, а заканчивать рыбалку раньше времени не хочется, то в случае если поломка не очень серьезная (например, отломилась вершинка), можно попробовать временно соединить сломанные части и продолжить ловлю. При этом нужно придерживаться определенных правил. Главное — не следует торопиться. Сначала надо успокоиться, обдумать, как и что лучше сделать, и только затем приступать к временному ремонту. Поспешив, можно наломать лишних дров.

ДБ: Что можно делать, а чего нельзя?

ПМ: Нам иногда приносят удилища, отремонтированные на рыбалке с использованием подручного материала. Например, отломанный кончик прикладывают с некоторым перекрытием к оставшейся части колена и приматывают изолентой. Сам по себе кончик испытывает небольшие нагрузки, поэтому лента выдерживает до конца рыбалки, по крайней мере когда рыба среднего размера. Это самый безобидный способ временного ремонта, который нисколько не мешает последующему настоящему ремонту.

Бывает, внутрь колена вставляют палочки, гвоздики, стерженьки. Иногда получается удачно, а иногда удилище страдает, и довольно сильно. Помню, раз мне принесли колено, в которое на суперклее был вставлен каленый строительный гвоздь, примерно 5х100 мм. Человек отловил снастью после такого ремонта весь отпуск, а потом пришел к нам. Но вынуть этот гвоздь оттуда было уже практически невозможно!

Можно надвинуть сверху на место слома трубку, например от шариковой ручки или чего-то подобного, или кусок сломанного удилища. Помню, раз в байдарочном походе мы отремонтировали сломанное посередине удилище с помощью алюминиевой трубки от байдарки. Можно наложить шину, скажем из прутика (такие удилища к нам в мастерскую несколько раз приносили!). Можно вставить внутрь зубочистку, палочку. Если у штекера (поплавочного удилища со штекерным соединением колен) одно из колен ломается у основания, можно вставить его в следующее за ним по направлению к комлю колено изнутри, как в «телескопе».

Не следует вставлять внутрь металлические предметы — гвозди, сверла, винты, металлические стержни, особенно каленые. Тем более нельзя такие вещи вклеивать. И самый плохой вариант — когда кусок каленой стали вклеен в место слома с помощью суперклея или эпоксидки. Тут мы в большинстве случаев помочь бессильны, разве что можем вырезать «отремонтированный» фрагмент и попробовать подобрать вместо него что-то похожее. Но подобрать удается не всегда, и стоит такой ремонт гораздо дороже, чем ремонт простого слома.



Недавно к нам пришел клиент с карповым удилищем. Во время рыбалки у него стал гнуться штырь стыка. Он временно подклеил его, а потом обратился в сервисный центр. Стали разбираться, и оказалось, что внутри вставлен большой каленый штифт. Клиент божился, что он и понятия не имел о штифте. Если верить ему, то выходит, что ему продали как новое удилище, отремонтированное таким вот кустарным способом. Мы с трудом нашли способ извлечь из удилища эту штуковину. Вот она:



Действительно, бывает, что в магазине недобросовестные продавцы под видом нового продают сломанное и кое-как отремонтированное удилище. Вроде того, как в автосалонах подсовывают клиентам как следует «залакированные» битые машины, машины с огромным пробегом и серьезными проблемами двигателя или ходовой, утверждая, что они в «отличном состоянии». Поэтому надо остерегаться покупать дорогие снасти в сомнительных местах и у незнакомых продавцов, а тем более — с рук.

Бывает, рыболов, у которого отломилась вершинка удилища с тюльпаном, в азарте отламывает или отпиливает еще несколько сантиметров хлыста вплоть до следующего кольца — и продолжает ловить. Рыбалка продолжается, но восстановить такое удилище уже гораздо сложнее. Если вы собираетесь потом обращаться в мастерскую, то лучше так не делать.

ДБ: Пойдем дальше. Рано или поздно я добрался со сломанным удилищем до сервисного центра. Сдаю его в ремонт…

ПМ: И вот тут важно не темнить, не стесняться и не пытаться обмануть мастера. Это как на приеме у врача. Надо говорить всю правду. Чем правдивее и подробнее вы все расскажете, тем точнее будет диагноз и тем проще будет и мастеру, и вам. Нередко люди пытаются исправить поломку самостоятельно, но только усугубляют ситуацию, а потом идут к нам и не хотят признаваться, что уже пробовали что-то делать. Не особенно разборчивые в средствах рыболовы выдвигают разные претензии. Помню такой случай. Приносит один такой «товарищ» нам удилище со штыревым соединением колен: «Я половил немного, а стык уже не держит. Одеваю колено, а оно проваливается до конца и не фиксируется».

Вроде бы, случай тянет на брак. А при внимательном рассмотрении оказывается, что никакой это не брак. Стык вовсе не износился — его сточили наждачной бумагой. Не все люди понимают, что при штыревом соединении верхнее колено не должно доходить до упора, что между коленами специально оставляют 10–15 мм.



Видимо, «товарища» этот зазор смутил и он решил «доработать стык». А когда увидел, что из этого вышло, то решил поменять удилище на новое за счет фирмы, умолчав о своих «подвигах». Редко кто сознается, что сам испортил снасть!

Бывает, разумеется, что стык разбалтывается и сам по себе, от естественного износа. В таком случае рыболовы иногда подкладывают бумажку, клейкую ленту, чтобы можно было продолжить рыбалку. Курьез в том, что эта подкладка нередко разбухает от воды, стык заклинивает, и сложить удилище не удается. Тогда его везут к нам (а оно длинное!). И мы мучаемся со стыком.

У «телескопов» стыки нередко заклинивает и без всяких подкладок. Опять же, бывает — и по вине рыболова. Известен «аттракцион», когда рыболов взмахивает рукой, и колена телескопического удилище выезжают «автоматически». После этого некоторые колена порой заклинивает насмерть!

ДБ: Какие удилища стоит ремонтировать? Где грань, за которой ремонт нецелесообразен?

ПМ: Любой из наших мастеров определит, стоит ли овчинка выделки, и если не стоит, то предупредит об этом клиента. Бывают поломки серьезные, требующие дорогого ремонта. Самые неудачные поломки — когда хлыст раздроблен на протяженном участке, особенно в комлевой части удилища. Когда удилище раздавлено, нет особого смысла его ремонтировать. Или если утрачен фрагмент посередине. Сложно ремонтировать поломки на стыках. Самый безобидный случай — когда отлетает вершинка и слом ровный, прямой.

Вообще, серьезный ремонт удилища, которое новое стоит в магазине меньше трех с половиной или четырех тысяч, вряд ли экономически оправдан для клиента. Стоимость ремонта практически не зависит или очень мало зависит от его класса. Что для дорогого, что для дешевого — мы используем одни и те же материалы, времени уходит столько же, так как делаем всегда на совесть. Единственное, на чем можно сэкономить — это на декоративной составляющей (когда у дорогих удилищ следы ремонта маскируются и полностью восстанавливается внешний вид). Но все равно, если цена ремонта будет составлять половину цены удилища… Лучше, наверное, поискать запасное колено или купить второе такое же удилище, тогда одно колено будет в запасе, на всякий случай.

С другой стороны, хозяин — барин. Если клиент хочет ремонтировать, готов платить и не слушает советов, то ремонт мы, конечно же, выполним. Однажды меня попросили сделать ремонт недорогого удилища. Этим удилищем ловили на Кольском полуострове семгу, ловили по-простецки — напролом затаскивали в байдарку рыбин по три-четыре-пять килограммов. И во время одного из таких «затаскиваний» удилище, конечно, не выдержало и сломалось.
Ремонт я выполнил, как меня и просили, в «экономном варианте», без всякой отделки и украшательств. Нужно было просто восстановить рабочий инструмент, внешний вид которого никого не волновал.

На следующий год, после очередной поездки на Кольский, мне принесли это же удилище, сломанное уже в другом месте. Значит, техника ловли с прошлого раза нисколько не изменилась! Я опять его отремонтировал.

На третий год история повторилась. Но мало того — через некоторое время удилище сломалось в четвертый раз, и опять в новом месте. Тогда уж хозяин прислушался к моему совету и решил купить себе новое удилище, а старое оставил мне на память.



Иногда, правда, мы идем навстречу людям, сильно ограниченным в средствах, пенсионерам, которым просто хочется помочь. Ремонтируем дешевые вещи за очень скромную плату. Но это уже в некотором смысле благотворительность, она — от души, и напрашиваться на нее не стоит. Тем более что ремонт у нас объективно дорогой — дорогой не потому, что много идет в прибыль, а потому, что используется дорогая технология. Работа-то у нас как раз малоприбыльная, хотя и сложная, требующая высокой квалификации. И, кстати, вредная.

ДБ: Раз уж вы заговорили о технологии…

ПМ: Она у нас действительно непростая. Мы выполняем ремонт удилищ с использованием специальных коронок и вставок, который я бы сравнил, например, с восстановлением сломанных зубов в стоматологии. На полуразрушенный зуб можно поставить большую пломбу, но это лишь временная мера, которая потом, скорее всего, обернется полной потерей зуба. А если сделать качественную вкладку и коронку, то, вполне возможно, зуба этого вам хватит на всю жизнь.

То же самое относится к удилищам. Наш способ ремонта позволяет не только сохранить прочность удилища, но и увеличить ее. Тут многое зависит от того, сможет ли мастер правильно рассчитать размеры коронки, толщину стенок, подобрать материал (это может быть титан, нержавейка или другой металл), а затем изготовить коронку в точном соответствии с расчетами (до сотых долей миллиметра). Коронка должна сесть плотно, очень плотно, без каких-либо зазора. Фактически, расчет нужных параметров в соответствии с законом прочности — это инженерная задача, которая по плечу далеко не каждому: надо знать сопромат и уметь шевелить мозгами. Поэтому конкурентов у нас немного.

Решив такую задачу, можно, конечно, заказать изготовление коронки на стороне, но мы все делаем сами, потому что обладаем необходимым оборудованием, навыками и материалами. Получается надежнее и быстрее.

Использование другой технологии, с наращиванием углепластика, не позволяет получить такие же результаты.

ДБ: Какие виды ремонта выполняет сервисный центр?

ПМ: Один из самых частых видов поломки — когда по небрежности или недосмотру пользователя ломается кончик верхнего колена. Проще всего, если клиент сохранил этот обломок и принес его с собой. Но нередко отломанная часть теряется в момент «катастрофы» (поломка на забросе, или при вываживании с последующим обрывом лески) или по пути в мастерскую. Некоторые выбрасывают обломок «с досады». В таком случае приходится производить удлинение удилища, подбирать подходящий по геометрии и типу материала кусок колена. Если удлинение будет выполнено правильно, то строй по сравнению с удилищем до поломки практически не изменится. Когда длина отломанного кончика менее пяти сантиметров, можно, в принципе, ограничиться перестановкой тюльпана, но строй при этом все же станет несколько иным. Некоторые клиенты просят именно переставить тюльпан, несмотря на предупреждение мастера.



Иногда нас просят из цельного удилища сделать двухколенное. Приходится формировать стык с нуля. Обычно это американские удилища. Конечно, стык — один из наиболее сложных элементов конструкции удилища, и грамотно сделать его нелегко. Поэтому и цена получается немаленькой. Но если удилище дорогое и редкое, не имеет двухколенных аналогов, то деваться некуда.

Когда важен внешний вид отремонтированного удилища (или даже требуется сохранить товарный вид), ремонт отнимает больше времени и сил. Соответственно, и стоит он дороже. Такой ремонт имеет смысл, если удилище дорогое и находится в хорошем состоянии, а владельцу по какой-либо причине хочется, чтобы оно и дальше «смотрелось, как следует». Следы ремонта в этом случае будут для неспециалиста незаметны. В некоторых случаях место слома маскируется кольцом.



Кроме серьезных операций, мастерской приходится заниматься и разными мелочами. В ходе эксплуатации удилищ выскакивают вставки и ломаются лапки колец, разбалтываются стыки, лопаются держатели, рассыпается пробка на рукоятке... Все это устраняется довольно элементарно. Такой ремонт не очень интересен, но тоже востребован, и мы его выполняем.

ДБ: Насколько мне известно, довольно часто люди хотят заменить кольца на более дорогие. Если смотреть на такую замену объективно, то бывает ли она оправдана?

ПМ: Вообще-то, если удилище не дешевое, а среднего класса, и легло в руку рыболову, то, конечно, замена бывает оправдана. Правда, операция эта не из дешевых (сами кольца дорогие, и работа долгая). Но рабочие качества удилища в результате могут заметно улучшиться, приблизиться к качествам удилища более высокого класса. Может получиться даже прямая экономия. Я даже на своих удилищах иногда меняю кольца. Правда, сам себе за это не плачу…

Но переделка удилища, или, как говорят, тюнинг, — это не только кольца. Бывает, клиента не устраивает катушкодержатель, он хочет изменить его тип или расположение. Разумеется, мы переставляем держатели, сохраняя при этом товарный вид удилища. Это не очень квалифицированная, но довольно долгая и нудная работа.

К тюнингу относятся и такие операции, как замена ЭВА пробкой или наоборот; замена или установка грибков; подгонка рукоятки под руку клиента (изменение формы рукоятки, создание лысок, срезов и т.д.). Бывает, рукоятку обгрызают мыши, крысы или собаки. С такими вещами  мы тоже сталкивались не раз! Главное — чтобы не был перегрызен хлыст. Помню случай, когда у одного рыболова вылетело неплотно сидевшее на стыке колено. Собака побежала за коленом и принесла его, но при этом прокусила стенки. Правда, удилище мы восстановили.

Возможно также удлинение или укорочение удилища, усиление стыка коронками (при работе с перегрузками) или подмоткой углепластика, для получения дополнительной прочности.
Иногда клиенты хотят изменить строй удилища, получить более жесткий и прочный комель. Для этого в комлевую часть мы вставляем тщательно подобранную по длине, диаметру, толщине стенок и конусности углепластиковую трубку.

ДБ: Бывают ли случаи, когда клиенты пытаются свалить на мастеров свои собственные грехи (скрытые дефекты, не замеченные во время приемки)?

ПМ: Очень редко, причем иногда явно не по злому умыслу, а из-за заблуждения. Нечестных людей обычно видно по глазам. Но в подавляющем большинстве наш клиент — клиент порядочный.

Чаще встречаются попытки воспользоваться гарантией, чтобы сдать обратно удилище, бесплатно половив им некоторое время. Или сломают удилище в результате грубого нарушения правил эксплуатации, а потом заявляют, что все дело в заводском браке. Обычно с претензиями идут в магазин, магазин присылают нам удилище на экспертизу. Мы его исследуем, проверяем, действительно ли в нем присутствует производственный брак, и выясняем, что могло послужить причиной поломки. Бывает, кто-то наступил на удилище, или поднимал им крупную рыбу, или сильно перегружал его при забросе, а вину хочет свалить на производителя. Попадается, разумеется, и банальный заводской брак.

ДБ: Надо полагать, у вас скапливается ценнейшая информация по поломкам, слабым местам удилищ…

ПМ: Это да… Сервисный центр является неким индикатором успеха или неудачи той или иной модели удилища. Если нам несут удилища с однотипными поломками, то сразу ясно: что-то с этой моделью не так. В свое время нас захлестнул вал сломанных удилищ, сделанных под дорогую «Дайву» и даже похожих на нее названием, но не обладавших прочностью тех дайвовских моделей, которые они имитировали. Или, скажем, на одной давней дайвовской модели очень многие клиенты просили переставить кольца. О чем это говорит? О том, что удилище в основе своей удачное, людям нравится и они хотят заменить неважную стандартную фурнитуру на более приличную.

Информация, которая накапливается у нас в ходе ремонта и исследования сломанных, поврежденных и бракованных удилищ, широко используется при создании новых моделей, а иногда и для внесения изменений в существующие модели. На сегодняшний день это удилища марки «Норстрим», которые задумываются и конструируются у нас в России под конкретные ситуации, встречающиеся в отечественной рыбалке. Опыт нашего сервисного центра позволяет избежать многих ошибок, заранее определить возможные проблемы того или иного типа удилища. Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.


Кроме того, наш центр — материальная база для работы с образцами новых моделей. В соответствии со спецификацией заказчика иностранный завод изготовляет опытные образцы удилищ и присылает их в Россию. Мы осуществляем исследование полученных образцов, проводим их лабораторные испытания, в том числе определяем прочностные параметры. И потом даем рекомендации, где стоит увеличить или уменьшить толщину стенки, изменить материал. Кроме того мы занимаемся, например, подбором оптимального типа катушкодержателя и пропускных колец, их расположения, а также переделкой образцов… Параллельно с нами опытные рыболовы проверяют образцы в работе, выезжая на различные водоемы, в том числе в другие регионы страны. Вообще надо сказать, что без тщательной доводки образцов удачное серийное удилище получить очень трудно, а выдающееся удилище — практически невозможно. Это подтверждается многолетним опытом работы и  наблюдением за работой других компаний.

ДБ: Петр Михайлович, спасибо за подробный рассказ о сервисном центре. Не буду вас больше отвлекать от работы. Может быть, вспомните еще какой-нибудь анекдот напоследок?

ПМ: Ну, вот, например, классический — из репертуара нашего мастера Василия Кручинина. Раз принесли в ремонт два карповых удилища — одно «Shimano», другое «Daiwa». Удилища разные, а поломки совершенно одинаковые: отломаны верхушки, сантиметров по пятнадцать. Выяснилось следующее. Сын посоветовал отцу купить «Shimano». А отец поехал и купил «Дайву». Сын говорит: «Ты чего купил? Ерунду! Вот, смотри!»

Берет удилище за верхушку и поднимает его. Крак!
«Я же говорил тебе! Вот, смотри, какое надо было брать!».
И поднимает таким же образом свое «Shimano». Крак!
А через двое суток им надо лететь в отпуск, ловить карпа. Ну, посмеялись мы, но сделали им конечно, быстренько ремонт.

А то еще случай. Тогда мы еще сидели на Ленинском проспекте. Клиент долго выбирал себе удилище, советовался с нами. Выбрал, купил. Дорогое. Хорошее. Выходит из магазина — а там была тяжелая такая дверь. И эта дверь ему по удилищу — хлоп! Он разворачивается — и к нам в мастерскую опять. Ну, чего уж там, сам виноват. Другой бы выждал время и сказал, что на рыбалке сломалось, бракованное. А этот честно поступил.

Ну, и третий курьез. Один начинающий рыболов сломал на Нижней Волге «Симу», на вываживании крупной щуки. А вываживание снимали на видео. И он в доказательство принес запись. Смотрим с мастерами, как он орудует удилищем. И вдруг в один голос мы говорим: «Ой, сейчас сломается!»
И оно тут же ломается. После этого никаких претензий у него уже не было — понял, что вываживал неправильно, нарушая все правила эксплуатации.

С Петром Михайловичем Моталовым беседовал Дмитрий Баличев

Фото Романа Кузнецова

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту